Всероссийская Художественно-промышленная Выставка в Москве в 1882 году
Врезка на Плане г. Москвы / Сост. И. О. Иванов. - [1:21000], 250 саж. в дюйме. - Спб., 1882. - 1 к.: цв., доп. карта, указ. (26 назв.); 60x65 см + Прил. (16 с. (408 назв.); 19x15 см). - Сведения о сост. и вых. дан. из прил. - Загл. прил.: Хромолитографированный подробный план г. Москвы с окрестностями, на котором показаны: названия улиц, сеть конно-железных дорог, Всероссийская художественно-промышленная выставка, и приложен подробный указатель означенных на плане казенных и общественных зданий / Сост. и изд. И. О. Ивановым (СПб., 1882).
К 125-летию Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года в Москве
Ю. Никитин, кандидат архитектуры
полная версия
Одной из характерных черт общественной жизни России XIX - начала XX века было проведение различных промышленных, сельскохозяйственных и кустарных выставок. Организуемые систематически, они имели свои традиции, приобретенные за годы, прошедшие после первой мануфактурной выставки 1829 года в Санкт-Петербурге.
Проведение очередной всероссийской мануфактурной выставки планировалось в 1875 году в Москве, но было перенесено на 1880, а затем на 1881 год из-за предстоящих всемирных выставок в Филадельфии (1876) и в Париже (1878), в которых Россия приняла активное участие.
РћРґРЅРёРј РёР· главных был РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ выборе места проведения выставки. Масштабы предстоящего смотра требовали большого СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРіРѕ пространства РІ центре РіРѕСЂРѕРґР°. РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРµ отделение Совета торговли Рё мануфактур, возглавляемое Р’.Р?. Бутовским, РІ 1878 РіРѕРґСѓ выбрало для этой цели место РЅР° окраине РіРѕСЂРѕРґР°, РЅР° Ходынском поле. Архитекторы Рђ.Р“. Вебер Рё Рђ.РЎ. Каминский разработали эскизный проект Рё подсчитали затраты РЅР° возведение выставочных зданий - РґРѕ 500 тысяч рублей [1].
Основными преимуществами, определившими выбор именно этого участка, были обширность территории и удобство сообщения с ней (конно-железная дорога по Петербургскому шоссе и близость станции Смоленской железной дороги - Брестского вокзала). Организаторы выставки учли и такой психологический фактор, как соседство с Петровским парком - "любимым гульбищем московских жителей" [2].
В 1879 году были опубликованы правила предстоящей выставки, в которых говорилось, что "в 1881 году имеет быть в Москве пятнадцатая Всероссийская выставка, предназначенная для произведений всех родов промышленности и художественной деятельности; сообразно этому выставка сия получает название Всероссийской промышленно-художественной выставки 1881 года" [3]. Однако трагическая гибель императора Александра II от бомбы народовольцев 1 марта 1881 года послужила причиной переноса смотра на следующий год.
Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 РіРѕРґР° РІ РњРѕСЃРєРІРµ представила плоды деятельности народов империи Р·Р° двенадцать лет, прошедших СЃ последнего РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ смотра 1870 РіРѕРґР° РІ Санкт-Петербурге. Р’СЃСЏ Р РѕСЃСЃРёСЏ, включая самые отдаленные провинции, представила образцы местных изделий. Общее количество участников составило 5813 человек. Уникальная экспозиция, насчитывавшая 6852 партии предметов, была тематически разбита РЅР° 14 отделов Рё 121 РіСЂСѓРїРїСѓ. Впервые был выделен самостоятельный кустарный отдел (1105 предметов), ставший вторым РїРѕ количеству экспонатов после отдела сельского хозяйства. Разнообразные экспонаты машинного отдела продемонстрировали качественные изменения РІ технологическом развитии отечественной промышленности. Ркспозиция отдела изобразительного искусства, насчитывавшая около 950 произведений, стала значительным событием РІ художественной Р¶РёР·РЅРё Р РѕСЃСЃРёРё. Здесь экспонировались произведения таких замечательных СЂСѓСЃСЃРєРёС… С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРѕРІ, как Рњ. Антокольский, Рљ. Брюллов, Р’. Васнецов, Р’. Верещагин, Рќ. Ге, Рђ. Р?ванов, Р?. Крамской, Рђ. РљСѓРёРЅРґР¶Рё, Р?. Репин, Р’. Поленов, Р?. Прянишников, Рљ. Савицкий Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ [4].
РџСЂРё подготовке смотра 1882 РіРѕРґР° Рє выставочным правилам был впервые приложен генеральный план выставки СЃ указанием тематического деления экспозиции. Участникам смотра также предоставлялось право "выставлять СЃРІРѕРё произведения РІ особых пристройках, РІРЅРµ выставочных зданий, РЅРѕ РЅРµ иначе, как СЃ РѕСЃРѕР±РѕРіРѕ разрешения, Рё СЃ тем, чтобы эти постройки были РІРѕР·РІРѕРґРёРјС‹ РЅР° счет экспонента РїРѕ плану, утвержденному Управлением выставкою РЅР° отведенных для сей цели участках земли" [5]. Ртот РїСѓРЅРєС‚ правил сыграет значительную роль РІ стремительном развитии СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ частной экспозиционной архитектуры. Подобные пункты Р±СѓРґСѓС‚ включаться РІ правила практически всех отечественных выставок, организуемых РїРѕ принципу павильонной системы.
Громадная экспозиция разместилась в отдельных павильонах на площади 30 гектаров на Ходынском поле. Главной достопримечательностью выставки стало центральное здание (диаметр 298 м, площадь 35 000 кв. м), доминировавшее над всем комплексом. Оно представляло собой восемь трехнефных павильонов, расположенных звездообразно, т.е. в радиальных направлениях, и соединенных между собой двумя концентрическими галереями, образующими большой центральный и восемь маленьких дворов. С двух сторон к главному зданию примыкали практически одинаковые павильоны, в одном из которых размещался машинный отдел (9600 кв. м), а в другом - художественный и учебный отделы (9980 кв. м). Все три здания были собраны из однотипных трехпролетных металлических рам общей шириной более 31 метра. Все средние высокие пролеты имели верхний свет. Металлический каркас для главного здания был изготовлен на Санкт-Петербургском металлическом заводе, а для примыкавших к нему павильонов - на заводе братьев Бромлей в Москве и Брянском машиностроительном заводе.
Общий план павильонов Рё проекты фасадов разрабатывались РїСЂРё участии ректора архитектуры Академии художеств Рђ.Р?. Резанова, известных конструкторов Р“.Р•. Паукера Рё Р?.Рђ. Вышнеградского. Окончательный проект Рё рабочие чертежи были выполнены архитекторами Рђ.Р“. Вебером Рё Рђ.РЎ. Каминским, которые Рё осуществляли строительство всех главных павильонов.
РљСЂРѕРјРµ центрального здания СЃ галереями Рё примыкающими павильонами выставочным комитетом было построено еще девять главных, или, как РёС… тогда называли, "казенных" павильонов. Среди этих построек обращали РЅР° себя внимание павильон садоводства, дополнительный павильон кустарного отдела Рё РґРІР° павильона для выставки животных, примыкавших Рє зданию манежа. Рљ главным выставочным постройкам относился Рё Р?мператорский павильон, который РЅРµ выполнял экспозиционных функций, Р° предназначался для "отдохновения высочайших РѕСЃРѕР±" Рё был закрыт для посетителей. Такие постройки Р±СѓРґСѓС‚ возводиться РЅР° РјРЅРѕРіРёС… выставках. РћРЅРё строились, как правило, РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕРј стиле Рё отделывались СЃ исключительной роскошью. РќР° выставке было также сооружено 36 частных павильонов.
Помимо экспозиционных сооружений выставочный комплекс включал ряд зданий, необходимых для его нормального функционирования: железнодорожный вокзал, концертный зал на 2150 мест, ресторан, трактир, павильон администрации и экспертов, пожарное депо и другие вспомогательные постройки. В большинстве своем они отличались оригинальной архитектурой. Впервые на территории выставки была проложена электрическая железная дорога. Ее построила известная фирма "Сименс и Гальске". Кстати, в 1882 году впервые в практике отечественных выставок было опробовано новое транспортное средство - катальные кресла.
Крупные промышленники и купцы, сознавая большое значение выставки для рекламы своих фирм, стремились экспонировать продукцию в собственных павильонах, которые, несмотря на временный характер, выделялись богатством отделки. Архитектура этих сооружений носила ярко выраженный зрелищный, рекламный характер. К их проектированию привлекались известные российские зодчие. Среди тридцати шести частных сооружений выделялись богатством отделки павильоны производителя вод и вин Ланина, владельца фарфоровых заводов Кузнецова, известного сахарозаводчика Абрикосова.
Поиски новых форм решения экспозиции предвосхитили появление некоторых направлений современного коммерческого искусства, в частности поп-арта и его архитектурной разновидности.
РќР° выставке была широко представлена продукция отечественных фармацевтов, РІ том числе РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РїСЂРѕРІРёР·РѕСЂР° Р“.Р . Келлера, стенд которого украшали статуи Рскулапа Рё Меркурия, выполненные РёР· РіРёРїСЃР°, применяемого для медицинских РїРѕРІСЏР·РѕРє. Главной задачей участия Р“.Р . Келлера РІ выставке было пробудить РІ среде отечественных фармацевтов "стремление собственным производством вытеснить СЃ наших рынков заграничные готовые лекарства, РІРІРѕР· которых РІ Р РѕСЃСЃРёСЋ, Рє стыду сословия наших аптекарей, СЃ каждым РіРѕРґРѕРј увеличивается" [7]. Прошло более 120 лет, Р° эта проблема Рё сегодня остается чрезвычайно актуальной.
Замечательным примером экспозиционной находки может служить стенд Златоустовского оружейного завода, главным украшение которого стал огромный двуглавый орел, собранный из знаменитых сабель одного из старейших оружейных заводов нашей страны.
На выставке выступали известнейшие исполнители и музыкальные коллективы. Серию концертов дал симфонический оркестр под управлением А.Г. Рубинштейна. Выставка стала местом синтетического взаимодействия различных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, садово-паркового искусства, музыки, театра, балета. Предусмотренные сценарием, они органически вплетались в выставочную структуру, оказывая значительное влияние на общее восприятие ансамбля.
Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года стала национальным праздником, который длился более четырех месяцев; ее посетили свыше миллиона человек. Обозреватели отмечали изменившийся социальный состав посетителей. В.В. Стасов писал: "На выставку нынче ходит сам народ - мужики, бабы, солдаты, фабричные - массами, и при том почти всегда на целый день, с узелками и провизией, с детьми, даже грудными. Мне это напомнило то, что я, бывало, прежде видел на больших выставках в Париже и Лондоне и чего не воображал увидеть у нас на своем веку" [8]. Современники считали, что "своими архитектурными формами, сооружениями, размерами и всеми приспособлениями для ее обозрения и для удобства публики она (выставка. - Ю.Н.) совершенно приблизилась ко всем бывшим всемирным выставкам и почти ни в чем им не уступала. Обширностью своего плана и всех своих построек, грандиозностью некоторых частей она вполне выражала собой государство, собравшее здесь плоды своих трудов с огромных пространств двух частей света" [9]. В.В. Стасов считал, что "из всех русских выставок, какие только у нас до сих пор бывали, это самая великолепная выставка" [10]. Особенно высоко отзывался он о центральном круглом дворе, подчеркивая его необыкновенную красоту и изящество [11].
Р’ период работы выставки издавался еженедельный журнал "Колокольчик" Рё ежедневная газета "Всероссийская выставка", редактором которой был профессор РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ университета Р’.Р’. Марковников. РќРµ обошла вниманием выставку Рё зарубежная печать. Солидное парижское издание "Revue de Deux Mondes" РІ подробнейшем репортаже РёР· РњРѕСЃРєРІС‹ сообщало: "Выставка 1882 РіРѕРґР° составляет истинное торжество для промышленной Р РѕСЃСЃРёРё; РѕРЅР° служит выражением громадного прогресса РІРѕ всех отраслях человеческого труда Р·Р° последние двадцать лет" [12]. Р?нтересно, что такое капитальное европейское издание, как "Brockhaus Enzyklopaedie", причислило РјРѕСЃРєРѕРІСЃРєСѓСЋ экспозицию Рє важнейшим мировым смотрам наряду СЃРѕ Всемирными выставками РІ Лондоне Рё Париже [13]. Рто является еще РѕРґРЅРёРј доказательством международного авторитета Рё известности СЂСѓСЃСЃРєРёС… промышленных выставок второй половины XIX столетия.
Р?стория Ходынского поля РІ представлении большинства СЂРѕСЃСЃРёСЏРЅ связана РЅРµ столько СЃ выставками, сколько СЃ трагедией, произошедшей РІРѕ время коронационных торжеств 1896 РіРѕРґР°. Мало кто знает, что центральный павильон Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 РіРѕРґР° простоял РЅР° Ходынке РґРѕ 1895 РіРѕРґР°. Р’ нем устраивались различные экспозиции, крупнейшими РёР· которых были Всероссийская ремесленная выставка 1885 РіРѕРґР° Рё Французская торгово-промышленная выставка 1891 РіРѕРґР°, ставшая первым иностранным смотром РІ нашей стране [14]. РЎР±РѕСЂРЅРѕ-разборная конструкция этого здания позволила перевезти его РЅР° Всероссийскую выставку 1896 РіРѕРґР° РІ РќРёР¶РЅРёР№ РќРѕРІРіРѕСЂРѕРґ. Организаторы нижегородского смотра полагали, что перенос этого павильона даст СЌРєРѕРЅРѕРјРёСЋ около 300 тысяч рублей. Однако, как показал опыт, "ожидавшейся СЌРєРѕРЅРѕРјРёРё РЅРµ удалось соблюсти совсем или РІ надлежащей мере, Р° РњРѕСЃРєРІР° лишена была полезного Рё, РјРѕР¶РЅРѕ сказать, необходимого ей здания для различных выставок" [15]. РњРѕСЃРєРІР° потеряла РЅРµ только постоянное выставочное помещение, РЅРѕ Рё хорошо оборудованную выставочную территорию.
http://www.retromap.ru/gallery/displayimage.php?pid=1263