Усадьба Троицкое-Кайнарджи возникла на рубеже XVII-XVIII вв. под именем Троицкого, находившегося до 1751 г. во владении кн. Голицыных. Уже в 1704 г. она представляла собой развитое хозяйство с многочисленными дворами. От развитого ансамбля остались следы планировки, небольшой храмовый комплекс из трех построек в общей ограде и обширный сильно запущенный парк.
В 1760 г. село приобрел П.А.Румянцев, впоследствии выдающийся полководец и генерал-фельдмаршал Румянцев-Задунайский. Под руководством его матери М.А.Румянцевой здесь в 1760-х гг. были построены дом, ферма, оранжереи, разбит парк, выкопаны пруды.
Расцвет усадьбы РІ последней четверти XVIII РІ. обусловлен новым общественным положением ее владельца, прославившего себя выдающимися победами РІ СЂСѓСЃСЃРєРѕ-турецкой РІРѕР№РЅРµ 1768—1774РіРі. После празднования РІ Троицком Кучук-Кайнарджийского РјРёСЂР° РІ 1775 Рі. подмосковная получила дополнительное название Кайнарджи, РЅР° отдельные элементы ее — имена взятых крепостей: Рымник, Кагул Рё РґСЂ. Расположенная вдоль высокого левого берега запруженной речки Пехорки усадьба РІ 1776—1778РіРі. была реорганизована Рё отстроена РІРЅРѕРІСЊ. Подвергся реконструкции парк, отдельные компоненты ансамбля, устроенного СЃ большим размахом, объединены СЃ мызой Кагул длинными широкими аллеями. Разработку генерального плана Рё строительство основных сооружений, РІ том числе РґРѕРјР° РїРѕ собственному проекту, осуществлял Рљ. Р?.Бланк РїСЂРё активном учаВстии заказчика.
Недолгий период процветания усадьбы, прерванный РІ 1812Рі. присутствием (французских отрядов,закончился РІ РєРѕРЅВце 1830-С… РіРі. после смерти сына фельдВмаршала — РЎ.Рџ.Румянцева. УнаследоВванное его дочерью имение перешло РІ СЂРѕРґ Голицыных, РїСЂРё которых получило хозяйственное значение. Строения СЃРґР°Ввались РїРѕРґ дачи. РќР° РѕРґРЅРѕР№ РёР· РЅРёС…, Сѓ РЎ.Рџ.Шевырева, РІ 1851 Рі. Рќ.Р’.Гоголь чиВтал главы РёР· 2-РіРѕ тома "Мертвых РґСѓС€".
РћС‚ развитого ансамбля остались следы планировки, небольшой храмовый комплекс РёР· трех построек РІ общей ограде Рё обширный сильно запущенный парк. Скульптурный памятник Екатерине II работы Р’.Р?.Демут-Малиновского, поставленный РІ 1833 Рі. Сѓ деревни Фенино РІ память посещения усадьбы императрицей, передан ГНР?РњРђ РёРј. Рђ.Р’.Щусева.
Наибольший художественный интерес РІ усадьбе представляет Троицкая церковь стиля французского классицизма, выстроенная Бланком РІ 1778 Рі., отделанная снаружи Рё внутри Рє 1784 Рі. Рё возобновленная после 1812 Рі. РћРЅР° создана РїРѕ проекту неизвестного "искуснейшего" архитектора, который был откорректирован Бланком РїРѕ СЂРёСЃСѓРЅРєСѓ Румянцева, желавшего видеть Сѓ храма западные башни. Бытует мнение Рѕ СЃРІСЏР·Рё памятника СЃ РєСЂСѓРіРѕРј построек Р’.Р?. Баженова. Однако чуждый творчеству мастера образный строй сооружения Рё отсутствие РІ 1770-С… РіРі. деловых контактов зодчего СЃ Румянцевым исключают эту гипотезу.
Кирпичное оштукатуренное здание с нарядным лепным и белокаменным убранством принадлежит к типу двухколоколенных церквей. Храм в форме одноглавого четверика со срезанными, снаружи скругленными углами перекрыт высоким сомкнутым сводом с люкарнами, извне частично скрытым массивным аттиком. Небольшая трапезная, алтарь и боковые притворы с портиками коринфского ордера сообщают постройке крестчатый характер. С большим мастерством решен главный западный фасад в виде триумфальной арки, фланкированной двумя стройными башнями трехъярусных колоколен со шпилями. Торжественность его композиции подчеркнута широкой парадной лестницей с чугунными светильниками. Многоплановость структуры стенных плоскостей, обилие креповок, колонн, а также характер каменных ваз на колокольне и парапете северного входа связывают памятник с традициями архитектуры барокко.
Внутри храма на западной стене имеется балкон хоров. Сохранилось в основном первоначальное изысканное убранство интерьера с мотивами рокайля: красивый карниз с модульонами в уровне пяты свода, тонкие по рисунку лепные гирлянды на стенах и архивольтах, головки путти. Очень хорош двухъярусный, увенчанный фронтоном золоченый иконостас с коринфскими каннелированными колоннами и круглой скульптурой. Художественную цельность интерьера нарушают недавно поновленная масляная живопись конца XIX в. на стенах и сводах, иконы и киоты рубежа XIX—XX вв.
Мавзолей РЎ.Рџ. Румянцева — небольшая кирпичная Рё оштукатуренная центрическая часовня стиля ампир. Выстроенная РІ 1830-С… РіРі. сыном фельдмаршала для перезахоронения останков отца, РѕРЅР° стала его собственной усыпальницей. Бесстолпный РєСѓР± здания, перекрытый плоским куполом РЅР° приземистом световом барабане, обработан четырьмя белокаменными тосканскими портиками СЃ фронтонами. Декорация РІ офорВмлении фасадов Рё интерьера отсутствует. Благодаря удачно найденным пропорциВСЏРј Рё деталям здание стоит РІ СЂСЏРґСѓ незаурядных построек своего времени.
Центр мавзолея занимает надгробие Румянцева в виде яшмового саркофага, вдоль стен — рокайльные резные киоты с иконами XVIII—XIX вв. Пол из каменных плит. В мавзолее также погребены дочь С.П.Румянцева — кн. В.С. Голицына н ее муж кн. П.А.Голицын. Несколько погребений Голицыных и Апраксиных находятся вне часовни, у ее северной стены.
Кирпичная СЃ каменным покрытием ограда церковного комплекса стилистически принадлежит рубежу XVIII—XIX РІРІ. Столбы расчлеВРЅСЏСЋС‚ ее РЅР° прясла СЃ арочным проемом, заполненным кирпичной решеткой. Р’ центре западной Рё северной сторон РёРјРµВются аналогичные РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіСѓ ворота СЃ Р±РѕРєРѕРІРѕР№ калиткой. Р?С… металлические РїРѕВлотнища СЃ ажурным заполнением — втоВСЂРѕР№ половины XIX РІ. Участок огибает старая липовая аллея.
Английский парк XVIII в. на берегу Пехорки состоит из смешанных, преимущественно лиственных пород. Обладает усложненной композиционной структурой, основанной на сочетании регулярной и пейзажной планировки с включением системы прудов. Южную часть парка составляет небольшой, площадью 1 га, липовый сад, разделенный аллеями на треугольные боскеты. Одиночные, групповые и аллейные посадки на обширной территории заросшего пейзажного парка рассчитаны на восприятие их с открытых пространств. Деревья подобраны с учетом рисунка кроны и контрастной сезонной окраски. Наиболее эффектную видовую часть ландшафта составляли разнообразные, теперь в основном спущенные пруды. Купы деревьев по берегам каскада вдоль северной границы парка создают живописные декорации, в которых варьируются различные приемы раскрытия водного зеркала.