Хотелось бы отметить некоторые интересные положения Генерального плана развития Москвы 1971 года.
Утвержденный в 1971-м генплан Москвы был разработан группой архитекторов и социологов во главе с Михаилом Посохиным-старшим. Территория города делилась на восемь секторов, разделенных зелеными клиньями: семь больших зон располагались вокруг центрального ядра. Периферийные районы должны были обеспечиваться необходимыми коммунальными службами, зелеными массивами для отдыха, торговыми центрами и застраивались жилыми кварталами со зданиями в 9—16 этажей.
794
Концепция «солнца со множеством лучей», заложенная в плане 1935 года, заменялась «семиконечной звездой» (историческое ядро и семь новых центров). Разгрузить главные транспортные артерии должны были наложенные на радиально-кольцевую сетку улиц четыре скоростные трассы, пересекающиеся под прямым углом: Ховрино — Борисово, Теплый Стан — Владыкино, Очаково — Мытищи и Татарово — Бирюлево. Это позволило бы пересекать город, минуя центр. Кроме того, между МКАД и Садовым кольцом были запланированы еще два транспортных кольца. Также намечалось продление существующих линий метрополитена. Благодаря стараниям общественности были выделены 210 памятников архитектуры и заповедно-охранные зоны в историческом центре.
Однако из этого плана удалось полностью реализовать только намеченную застройку жилых массивов на месте старых деревень. Основные магистрали, как и Четвертое кольцо, будут строить только сейчас.
1946
Одной из основных предпосылок при разработке Генплана 1971 года было признание нецелесообразности дальнейшего территориального роста города и значительного роста его населения. Окружающий столицу лесопарковый пояс должен был служить природным рубежом, предотвращающим разрастание застроенного массива и его слияние с соседними населёнными пунктами, относящимися к Московской области. Однако рост города оказался более интенсивным, чем это предусматривалось расчётами. Уже в первой половине семидесятых годов началось сооружение крупных жилых массивов в Чертанове, Бирюлёве, Орехово-Борисове, Тёплом Стане, Тропарёве, Коньково-Деревлеве, Тушине, Гольянове, Вешняки-Владычине, Ивановском, а к концу 70-х — началу 80-х годов московские районы «шагнули» за пределы МКАД: Митино и Куркино — на северо-западе столицы, Солнцево — на юго-западе, Бутово — на юге, Новокосино — на востоке.
Основные положения генплана 1971 по развитию метро1945
Генеральным планом намечено строительство в будущем двух новых сквозных линий, проходящих через центр города (диаметров) : Тимирязевско-Серпуховского и Калининско-Арбатского.
Тимирязевско-Серпуховской диаметр соединит северные жилые районы Дегунино, Лианозово, Отрадное с южными районами Волхонка-ЗИЛ, Чертаново, Красный Строитель. Эта трасса проектируется на севере в направлении Тимирязевского проспекта, а на юге – вдоль Варшавского шоссе. На севере конечной станцией Тимирязевского радиуса метрополитена будет станция "Марк", расположенная рядом с одноименной станцией Савеловского направления Московской железной дороги. Здесь предусматривается создать удобный пересадочный узел, около которого пройдут также городские и пригородные маршруты наземного общественного транспорта.
В центральной части города Тимирязевско-Серпуховской диаметр пройдет от Савеловского вокзала до станции "Новослободская" и далее через Трубную площадь, площадь Пушкина, станцию "Библиотека имени Ленина" до станции "Добрынинская".
Калининско-Арбатский диаметр соединит восточные районы Перово и Новогиреево с западными районами Очаково, Матвеевское и районами, прилагающими к Мичуринскому проспекту и Мосфильмовской улицы. В восточной части города Калининский радиус на значительном участке пройдет в направлении шоссе Энтузиастов. У платформы "Новая" Рязанского направления Московской железной дороги предусматривается сооружение пересадочной станции этого радиуса метрополитена.
В центре города Калининско-Арбатский диаметр пройдет от станции "Таганская" до станции "Библиотека имени Ленина" и далее с использованием действующей линии метрополитена к станции "Киевская". В более далекой перспективе Калининско-Арбатский диаметр намечается удлинить на востоке до города Реутов, а на западе – в город Солнцнво.
Новым Генеральным планом развития Москвы намечается также продление существующих линий метрополитена:
- Рижского радиуса от станции "ВДНХ" в район Свиблово, Бабушкин и Медведково с ответвлением линии к станции Лосиноостровская Ярославской железной дороги;
- Замоскворецкого радиуса от станции "Каширская" в районы Ленино и Борисово, с устройством пересадки со станции метрополитена на станцию Царицыно Курского направления Московской железной дороги;
- Горьковского радиуса от станции "Речной вокзал" до платформы Левобережная Октябрьской железной дороги;
- Кировского радиуса от станции "Преображенская" в направлении Большой Черкизовской улицы и Щелковского шоссе в районы Измайлово и Гольяново, с устройством в будущем ответвления в Богородское и Метрогородок;
- Филевского радиуса от станции "Кунцевская" до платформы "Рабочий поселок" Смоленского направления Московской железной дороги;
- Фрунзенского радиуса от станции "Юго-Западная" до Ленинского проспекта.
Основные положения генплана 1971 по развитию дорожной сети1944
В Генеральном плане города предусматривается строительство следующих скоростных дорог хордового направления: Ховрино – Борисово, Очаково – Мытищи, Теплый Стан – Владычино, Татарово – Бирюлево.
Во внешней зоне Московской области предполагается создание системы автомобильных дорог, проходящих в обход Москвы для отвлечения на них потоков транспорта, не связанных с Москвой и пригородной зоной. Эти дороги будут иметь продолжение за пределами Московской области и связывать между собой ближайшие к Москве областные города, например, направление Калинин – Волоколамск – Можайск – Калуга или направление Владимир – Шатура – Кашира – Тула.
1947
В новом Генеральном плане в целях повышения удобств для населения столицы и пригородной зоны, снижения концентрации пассажиров на пассажирских вокзалах в Москве и ограничения развития пассажирских станций в центральной части города предусматривается соединение тупиковых линий в железнодорожные диаметры. К расчетному сроку намечено создать Савеловско-Смоленский, Курско-Октябрьский и Рижско-Горьковский наземные железнодорожные диаметры. В Генеральном плане предусматривается возможность организации в отдаленной перспективе двух подземных железнодорожных линий, проходящих через центр в тоннелях.
Наряду с этим по мере развития сети метрополитена будут создаваться удобные пересадочные станции на пересечении железных дорог с метрополитеном.
Возьмем к примеру Рижское и Горьковское направления железных дорог. В настоящее время по этим направлениям существуют три пункта пересадки на метрополитен. Создание Рижско-Горьковского диаметра позволит пассажирам совершать такую пересадку в восьми пунктах (Тушино, Ленинградская, Дмитровская, Ржевская, Каланчевская, Курский вокзал, Застава Ильича, Реутов), а также проехать без пересадки из северо-западных районов Москвы и пригородной зоны в восточную часть города.
Восточный судоходный каналОсобое значение для Москвы имеет сооружение в будущем Восточного судоходного канала, которое предусмотрено в Генеральном плане.
Создание нового канала позволит снять грузовое движение судов с Москвы-реки в центральной части города, освободив ее для внутригородских пассажирских перевозок, и расширить сеть пляжей и лодочных станций.
Транзитные перевозки для Воскресенска и других городов и населенных пунктов Московской области будут вынесены за пределы столицы. Одновременно на 63 км сократится путь на участке между Пяловским водохранилищем и Кулаковскими излучинами на реке Москве относительно существующего движения судов по каналу имени Москвы.
Восточный канал – это крупнейший комплекс сложных гидротехнических сооружений, и на его трассе намечено строительство трех шлюзов. На участке, проходящем по пойме реки Клязьмы, предусмотрено создать водохранилище площадью 275 га, другое – площадью 140 га вблизи г. Щелково и, наконец, третье водохранилище – Люберецкое – разольется на площади свыше 800 га.
На Восточном судоходном канале будут построены два грузовых порта – на Щелковском и Люберецком водохранилищах – и ряд механизированных грузовых причалов, которые станут обслуживать крупные промышленные комплексы, находящиеся вдоль канала и в восточной части Московской области. Новые грузовые порты будут связаны с Московской и другими районами области железнодорожными и автомобильными магистралями. Подъездные пути в портах, кроме смешанных водно-железнодорожных перевозок, позволят эффективнее использовать складские помещения и механизмы даже в межнавигационный период.
Новой зоной отдыха станет водохранилище, которое образуется в результате благоустройства мытищинских торфоразработок. Его свяжет с Восточным каналом соединительный канал, по которому пойдут пассажирские суда типа "Ракета" и "Москва". Восточный судоходный канал и водохранилища, расположенные в живописной местности лесопаркового пояса и Московской области, несомненно, полюбятся отдыхающим. Сюда смогут отправиться водным транспортом тысячи пассажиров. На Люберецком водохранилище построят пассажирский речной вокзал, к которому можно будет попасть с Московской кольцевой автодороги, а в дальнейшем и по Ждановскому радиусу метрополитена.
Создание Восточного канала позволит обводнить северо-восточные и восточные районы лесопаркового пояса и Московской области, обеспечит орошение ближайших к каналу сельскохозяйственных земель, улучшит водоснабжение города.