1611 Несвижский план Москвы
-
isakova
Re: 1611 Несвижский план
Вот что написано про Несвижский план на сайте http://testan.rusgor.ru/moscow/maps/karty10.htm
"НЕСВИЖСКИЙ" ПЛАН. (1611 Г.)
Назван так по месту изготовления (Несвиж - город Минской губернии Слуцкого уезда). Стал известен исследователям с 1949 года, когда Познанский музей приобрел единственный сохранившийся оттиск гравюры Т. Маковского по рисунку Ш. Е. Смутаньского. В России впервые опубликован в сборнике Академии наук "Культурные связи народов Восточной Европы в XVI веке" (М., 1976) польским ученым С. Александровичем.
В заголовке плана, помещенном в верхнем левом углу листа, сказано, что рисунок для гравюры был выполнен его автором - Шимоном Ендрашевичем Смутаньским во время пребывания в тюрьме вместе с послами Сигизмунда III, прибывшими на свадьбу Лжедимитрия с Мариной Мнишек. Посольство находилось в Москве с 12 мая 1606 года до 2 августа 1608 года, когда оно смогло выехать обратно из охваченной волнениями и смутами Руси.
Маловероятно, что в обстановке, которая тогда сложилась в Москве в связи с воцарением Василия Шуйского, Смутаньский мог составить и нарисовать свой план с натуры. Очевидно, в руках у художника оказались материалы московского происхождения. По очертаниям "Несвижский" план ближе всего стоит к "Годунову чертежу", но без четкой топографии последнего. Планировка города на нем кажется сумбурной, а в некоторых случаях - неверной, особенно в Замоскворечье. На нем отсутствует сложная сеть московских переулков и тупиков. Все улицы даны без названий.
Однако бросается в глаза резкое отличие "Несвижского" плана от всех прочих планов Москвы рубежа XVI-XVII веков. Это действительно "зарисовка" города как об этом сказано в заглавии листа), его перспектива "с птичьего полета", ориентированная, как и все прочие планы, на запад, но не плоскостная, а с попыткой ввести характеристику рельефа городской территории и ее ближайшего окружения. Можно допустить, что наложение плана на рельеф привело к своеобразным искажениям, и привычные трассы улиц, знакомые по другим чертежам, приобрели иной характер. Условный прием - выделение в укрупненном масштабе наиболее значительных сооружений в Кремле (соборы, дворец. Приказы), Китай-городе (Василий Блаженный) и т.п. - также несколько снизил "академичность" чертежа. Прорисовка зданий здесь упрощенней, чем на "Сигизмундове" плане, хотя выполнена в манере, близкой последнему. Во многом тождественны экспликации обоих планов, но в "Несвижском" она дана на польском языке. В отличие от "Сигизмундова" плана здесь правильно поименованы все основные части Москвы: однако Заяузью (в черте Скородома) присвоено имя "Кукуй-города". Но "Кукуем" называли известную со второй половины XVI века иноземную (немецкую) слободу, располагавшуюся в ту пору далеко за городом (в районе теперешней Бауманской ул.), вблизи ручья, который и дал слободе имя, ставшее среди москвичей обиходным. Возможно, слово "Кукуй" постепенно стало синонимом места, заселенного иноземцами (немцами). Поскольку в районе Заяузья небольшая иноземная слободка тогда существовала, а в годы Смуты - и увеличила, возможно, свое население за счет беженцев из дальней слободы, разоренной войной, то для Смутаньского, очевидно, это был единственный "Кукуй", который он мог знать и обозначить на плане. Допустимо также, что некоторые изменения в топографии и застройке Москвы, происшедшие ко времени прибытия туда польского посольства и не отраженные попавшими в руки Смутаньскому местными материалами, художник старался вносить в план по мере знакомства с городом (например, опустошенный пожаром клин в крайней юго-западной части Белого города и новую трассу Тверской).
Точность деталей гравюры на территории Кремля подтверждается сравнением с иконой С. Ушакова "Насаждение древа государства Российского" 1668 г., на которой показана часть кремлевской стены с башнями Фроловской (Спасской), Никольской, Сенатской и Набатной. Белый город вырисован менее подробно.
Самым ценным в "Несвижском" плане является изображение окрестностей Москвы, в основном - при избранной точке зрения - это территория, примыкающая с юго-запада к Скородому. В план включена излучина Москвы-реки с равниной Лужников и Воробьевыми горами на горизонте. Благодаря этому в поле зрения картографа попали Ново-Девичий монастырь - справа (включен в экспликацию плана под номером 23) и на том же берегу древний Саввинский монастырь (стоял в районе современной Саввинской набережной), показанный чуть правее Ново-Девичьего. Изображение последнего исследователи считают вполне правдоподобным. Отчетливо виден собор, показанный на плане шатровым и одноглавым, в то время как к моменту издания плана он имел уже свой настоящий вид и пятиглавие. Если эта деталь - не ошибка художника, то ее наличие может служить подтверждением существования очень раннего протографа "Несвижского" плана. Против Саввинского монастыря, на другом берегу Москвы-реки, видны два селения: в прибрежном можно предположить Патриаршую Рыбную слободу, а правее нее - Ямскую-Дорогомиловскую слободу, окаймляющую Смоленскую дорогу. В верхнем левом углу изображен, по-видимому, комплекс Великокняжеского дворца на Воробьевых горах - в ограде и с высокой остроконечной башней-повалушей. Подобный лист, включающий сложную информацию, мог быть результатом только многолетней подготовительной работы и, возможно, являлся частью картографирования Руси, начатого еще при Иване III.
В следующем же (после создания этого плана) 1612 году Москва была почти дотла сожжена поляками, чтобы затем, при восшествии на престол Михаила Феодоровича Романова, возродиться вновь, как Феникс из пепла.
"НЕСВИЖСКИЙ" ПЛАН. (1611 Г.)
Назван так по месту изготовления (Несвиж - город Минской губернии Слуцкого уезда). Стал известен исследователям с 1949 года, когда Познанский музей приобрел единственный сохранившийся оттиск гравюры Т. Маковского по рисунку Ш. Е. Смутаньского. В России впервые опубликован в сборнике Академии наук "Культурные связи народов Восточной Европы в XVI веке" (М., 1976) польским ученым С. Александровичем.
В заголовке плана, помещенном в верхнем левом углу листа, сказано, что рисунок для гравюры был выполнен его автором - Шимоном Ендрашевичем Смутаньским во время пребывания в тюрьме вместе с послами Сигизмунда III, прибывшими на свадьбу Лжедимитрия с Мариной Мнишек. Посольство находилось в Москве с 12 мая 1606 года до 2 августа 1608 года, когда оно смогло выехать обратно из охваченной волнениями и смутами Руси.
Маловероятно, что в обстановке, которая тогда сложилась в Москве в связи с воцарением Василия Шуйского, Смутаньский мог составить и нарисовать свой план с натуры. Очевидно, в руках у художника оказались материалы московского происхождения. По очертаниям "Несвижский" план ближе всего стоит к "Годунову чертежу", но без четкой топографии последнего. Планировка города на нем кажется сумбурной, а в некоторых случаях - неверной, особенно в Замоскворечье. На нем отсутствует сложная сеть московских переулков и тупиков. Все улицы даны без названий.
Однако бросается в глаза резкое отличие "Несвижского" плана от всех прочих планов Москвы рубежа XVI-XVII веков. Это действительно "зарисовка" города как об этом сказано в заглавии листа), его перспектива "с птичьего полета", ориентированная, как и все прочие планы, на запад, но не плоскостная, а с попыткой ввести характеристику рельефа городской территории и ее ближайшего окружения. Можно допустить, что наложение плана на рельеф привело к своеобразным искажениям, и привычные трассы улиц, знакомые по другим чертежам, приобрели иной характер. Условный прием - выделение в укрупненном масштабе наиболее значительных сооружений в Кремле (соборы, дворец. Приказы), Китай-городе (Василий Блаженный) и т.п. - также несколько снизил "академичность" чертежа. Прорисовка зданий здесь упрощенней, чем на "Сигизмундове" плане, хотя выполнена в манере, близкой последнему. Во многом тождественны экспликации обоих планов, но в "Несвижском" она дана на польском языке. В отличие от "Сигизмундова" плана здесь правильно поименованы все основные части Москвы: однако Заяузью (в черте Скородома) присвоено имя "Кукуй-города". Но "Кукуем" называли известную со второй половины XVI века иноземную (немецкую) слободу, располагавшуюся в ту пору далеко за городом (в районе теперешней Бауманской ул.), вблизи ручья, который и дал слободе имя, ставшее среди москвичей обиходным. Возможно, слово "Кукуй" постепенно стало синонимом места, заселенного иноземцами (немцами). Поскольку в районе Заяузья небольшая иноземная слободка тогда существовала, а в годы Смуты - и увеличила, возможно, свое население за счет беженцев из дальней слободы, разоренной войной, то для Смутаньского, очевидно, это был единственный "Кукуй", который он мог знать и обозначить на плане. Допустимо также, что некоторые изменения в топографии и застройке Москвы, происшедшие ко времени прибытия туда польского посольства и не отраженные попавшими в руки Смутаньскому местными материалами, художник старался вносить в план по мере знакомства с городом (например, опустошенный пожаром клин в крайней юго-западной части Белого города и новую трассу Тверской).
Точность деталей гравюры на территории Кремля подтверждается сравнением с иконой С. Ушакова "Насаждение древа государства Российского" 1668 г., на которой показана часть кремлевской стены с башнями Фроловской (Спасской), Никольской, Сенатской и Набатной. Белый город вырисован менее подробно.
Самым ценным в "Несвижском" плане является изображение окрестностей Москвы, в основном - при избранной точке зрения - это территория, примыкающая с юго-запада к Скородому. В план включена излучина Москвы-реки с равниной Лужников и Воробьевыми горами на горизонте. Благодаря этому в поле зрения картографа попали Ново-Девичий монастырь - справа (включен в экспликацию плана под номером 23) и на том же берегу древний Саввинский монастырь (стоял в районе современной Саввинской набережной), показанный чуть правее Ново-Девичьего. Изображение последнего исследователи считают вполне правдоподобным. Отчетливо виден собор, показанный на плане шатровым и одноглавым, в то время как к моменту издания плана он имел уже свой настоящий вид и пятиглавие. Если эта деталь - не ошибка художника, то ее наличие может служить подтверждением существования очень раннего протографа "Несвижского" плана. Против Саввинского монастыря, на другом берегу Москвы-реки, видны два селения: в прибрежном можно предположить Патриаршую Рыбную слободу, а правее нее - Ямскую-Дорогомиловскую слободу, окаймляющую Смоленскую дорогу. В верхнем левом углу изображен, по-видимому, комплекс Великокняжеского дворца на Воробьевых горах - в ограде и с высокой остроконечной башней-повалушей. Подобный лист, включающий сложную информацию, мог быть результатом только многолетней подготовительной работы и, возможно, являлся частью картографирования Руси, начатого еще при Иване III.
В следующем же (после создания этого плана) 1612 году Москва была почти дотла сожжена поляками, чтобы затем, при восшествии на престол Михаила Феодоровича Романова, возродиться вновь, как Феникс из пепла.
Re: 1611 Несвижский план
План обновлен. Загружен скан оригинала очень высокого качества
Re: 1611 Несвижский план Москвы
Текст подзаголовка на польском языке:
Abris albo zrysowanie Stołecznego Miasta Moskwy : które oprócz Car i Kitaj gorodow dla zdrady Moskiewskiej od naszych wszystko spalone jest
Примерный перевод:
Абрис или зарисовка столичного города Москвы: которые, кроме Царя и Китая Городов за измену Московскую от наших все сожгли
Abris albo zrysowanie Stołecznego Miasta Moskwy : które oprócz Car i Kitaj gorodow dla zdrady Moskiewskiej od naszych wszystko spalone jest
Примерный перевод:
Абрис или зарисовка столичного города Москвы: которые, кроме Царя и Китая Городов за измену Московскую от наших все сожгли