rybnik писал(а):А вот что написано на сайте ЦРУ про их работы над картами Москвы -
https://www.cia.gov/library/center-for- ... awski.html
The Best Map Of Moscow
For years, CIA produced the best unclassified general reference map of Moscow. Initially created in the post-World War II years primarily for US Embassy personnel in the Soviet capital, dissemination of the map steadily expanded and it became a key reference guide for personnel of other friendly embassies in Moscow, as well as for many US visitors. On several occasions, even Soviet militiamen processing automobile accident reports involving US Embassy personnel found the maps useful for accurately locating the accident sites. This is the story of how the CIA developed this map to fill a basic intelligence gap.
Ниже представлен перевод этой статьи - любопытной и немного надменной, в стиле USA is #1! Мы, дескать, сделали лучшую карту Москвы и все тут. Как будто до ЦРУ никто карты города вообще не делал. Я решил дополнить перевод некоторыми иллюстрациями из коллекции на нашем сайте.
___________________________________________________________________________________________________________________________
Лучшая карта Москвы
Базовая потребность разведывательной службы
Joseph A. Baclawski
Джозеф А. Баклавски
В течение ряда лет ЦРУ издавало наилучшие из несекретных справочных карт Москвы. Первоначально они издавались в послевоенное время для персонала американского посольства в Москве. Распространение этих карт в дальнейшем стабильно расширялось. Карты стали основными справочными изданиями для дружественных США иностранных посольств в Москвы, а также для многих американских гостей столицы. Несколько раз случалось, что даже сотрудники советской милиции при разборе дорожных проишествий с участием сотрудников американского посольства использовали эти карты для точного определения мест проишествий. Ниже представлена история о том, как ЦРУ разрабатывало эти карты, заполняя пробелы в базовых потребностях разведывательных служб.
Как все это начиналось
Необходимость в надежных картах Москвы была впервые указана в запросе Государственного департамента США Управлению разведки ЦРУ (DDI, сейчас это управление называется DI)[1]. Во время войны и в течение нескольких послевоенных лет посольство не располагало картами, на которых были бы обозначены улицы города. Отсутствие карт создавало сложности и нередко приводило к напрасным тратам времени персоналом Посольства. Когда советское правительство разрешило дипломатическому персоналу водить по улицам Москвы автомашины, то потребность в картах города стала еще более очевидной.
Отсутствие карт создавало проблемы не только для персонала Посольства. Советские граждане, включая и коренных жителей города, как и тысячи новых жителей быстро растущего города, испытывали аналогичные проблемы. Для того, чтобы найти нужное место в городе, они были вынуждены полагаться на словесные объяснения друзей и случайных встречных.
В конце концов советское правительство начало выпуск своих первых карт города для публичного распространения. Эти карты были, однако, весьма схематичны. Им не хватало точности и детализации – на картах были обозначены лишь некоторые туристические достопримечательности, такие как Кремль, музеи и ГУМ (Государственный Универсальный Магазин) .
Гости с Запада, привычные к тому, что им доступны достаточно качественные карты их родных городов, получали по поводу низкого качества схематичных карт Москвы комментарии двух видов. Один из вариантов объяснений состоял в том, что схематичность карт была следствием нехватки технического персонала и производственных ресурсов в послевоенное время. Второй вариант объяснений – и значительно более реалистичный – состоял в том, что советские службы безопасности тщательно отслеживали создание этих схематичных карт, чтобы предотвратить возможность сбора иностранными разведками любой полезной информации о городе.
Трудная задача
Удовлетворение требования Государственного департамента по разработке подробной карты столицы, население которой в 1959 году превысило 6 миллионов жителей и продолжало быстро увеличиваться, было трудной задачей. Масштаб задачи требовал для ее решения значительно более совершенных подходов, чем использованные ранее ЦРУ при составлении и производстве обычных карт. В связи с этим был разработан специальный метод совместной работы, который предполагал сотрудничество всех трех подразделений Отдела Географических исследований DDI. Было тщательно проанализировано содержимое Картографической Библиотеки, в которой выполнялся поиск всевозможных русских, советских и трофейных германских карт Москвы. Эти материалы затем совместно анализировались сотрудниками подразделений сектора СССР в отделах картографии и географии. Затем была предложена программа производства карт, которая потребовала привлечения на полные рабочие дни нескольких специалистов по картографии и географическим исследованиям. Они работали как единый коллектив.
Члены картографической группы использовали свои технические навыки для точного нанесения на карты тысяч московских улиц и других объектов города. (Результатом их работы стали многочисленные пластины с цветоотделениями, необходимыми для печати конечного продукта на производственных ресурсах ЦРУ.) Для обработки текстовых материалов на русском языке, перевода соответствующей информации с учетом военных утрат и послевоенных изменений, а также для транслитерации русских наименований улиц с кириллицы на латинский алфавит использовались услуги специалистов по географии и русскому языку.
Новая карта
Все эти совместные усилия разработчиков и технических специалистов привели к изданию в 1953 году первой послевоенной карты центральной части Москвы. Последующие издания карт охватывали большую территорию города и содержали многочисленные уточнения. Например, на обратной стороне карт в дальнейшем появились алфавитные указатели названий улиц, а также информация о расположении посольств, основных государственных зданий, станций метро и других объектах. Для облегчения поиска объектов на картах объекты получали буквенно-цифровые индексы, привязанные к геометрической сетке, нанесенной на лицевой стороне карты. Напечатанные карты распространялись в виде листов, которые могли складываться до карманного размера. Карты не содержали указаний на ЦРУ как издателя, чтобы они могли распространяться от имени Государственного департамента.
Большинство печатных экземпляра карты были отправлены в посольство. Его персоналу было предложено представить свои замечания, предложения и корректировки. Результаты опроса показали, что карта удовлетворяла основные потребности по обеспечению сотрудников справочной информацией и облегчению ориентации в городе.
Первоначальное распространение и использование карт в Москве требовало осмотрительности и ограничивалось персоналом Посольства. Советские службы безопасности могли арестовать людей, использующих карты в публичных местах с предъявлением обвинений о шпионской деятельности в отношении советских военных объектов и других объектах национальной безопасности. Однако постепенно наличие и доступность карт Москвы, похоже, были приняты советскими службами безопасности. Посольство обеспечило этими картами дипломатический персонал посольств дружественных стран, и в конце концов без каких либо проишествий такие карты стали использовать многие американские туристы и зарубежные гости Москвы.
Доработки и правила использования информации
В течение ряда лет по мере расширения города и появления дополнительных источников информации о городе выходили обновления карт Москвы. Некоторая информация поступала к разработчикам из отчетов и докладов персонала Посольства. Использовались и советские источники, такие как журналы и газеты, размещавшие информацию о планировке города. В этих изданиях иногда публиковались описания, планы и схемы новостроек и транспортных сооружений.
Наиболее существенный прогресс в создании карт возник после того, как разработчикам стали доступны результаты американской разведывательной съемки города из космоса. Фотографии служили источником подробной и надежной информации о территории Москвы. Для создания несекретных карт эти данные, однако, использовались с учетом необходимости прикрытия существования и возможностей разведывательного оборудования в космосе.
Указания относительно баланса между использованием данных разведки и прикрытием источников информации отдавались лично главой DDI от имени директора ЦРУ. Основное указание состояло в том, что фотографии должны быть использованы главным образом для проверки деталей, полученных из других источников, а также для устранения ложной или неточной информации, полученной из советских источников. Другое указание состояло в том, что карты должны содержать лишь ту информацию, которая могла бы быть визуально получена сотрудниками Посольства в тех районах города, куда был разрешен их доступ. Выполнение этих указаний требовало тщательного анализа каждой новой детали на картах, но в результате был достигнут значительный прогресс в точности и деталировки информации на картах.
Для ускорения трудоемких процессов доработки и производства карт руководитель Картографического Отделения разработал уникальный метод извлечения соответствующей информации из современных секретных военных карт Москвы и размещения этой информации в упрощенном формате, используемом в картах ЦРУ.
Непосредственная помощь
Последующие издания карты были улучшены благодаря временным назначениям в Москву сотрудников DDI, которые непосредственно участвовали в совершенствовании карты. Постоянные сотрудники Посольства не имели ни времени, ни технических знаний, необходимых для проверки и фиксации новых деталей карт и предотвращения существенных противоречий использованных данных. Эти проблемы были решены благодаря специальным назначениям сотрудников ЦРУ и Министерства обороны.
Эти назначения были непосредственно поддержаны военным атташе в Москве. Для этого были выполнены как письменные запросы на временное привлечение сотрудников DDI, так и назначения сотрудников Министерства обороны для участия в систематических проверках использованной информации на местах. Эти совместные усилия оказались весьма успешными для выявления многих важных данных для последующих карт. Следует отметить также, что систематические проверки на местах сотен московских улиц во всех частях города отвлекали силы и внимание сотрудников московского КГБ от обычных целей наблюдения.
Более подробная карта
Карта претерпела значительные изменения формата в 1974 году, когда для более полного удовлетворения требований сотрудников Посольства была разработана и опубликована карманная версия атласа города. Выпуск карты в формате одного листа [2] был продолжен, но вместе с ней была выпущена карта, состоящая из 60 небольших прямоугольных фрагментов, сшитая в виде книжки со спиралью. Карта центральной части города была разбита на 10 дополнительных фрагментов и была опубликована в большем масштабе. Для удобства использования фрагменты карты были дополнены двумя указателями, а также схемой линий метро.
На картах была показана подробная информация о названиях улиц и нумерация зданий города. Кроме того, на картах указывались отдельные станции метро и железной дороги, а также развязки Московской кольцевой автодороги, которая окружает город по его границам. Все объекты карт были представлены в 66-страничном указателе, где перечислялись наименования и расположение улиц, посольств , правительственных зданий, театров, гостиниц, ресторанов и других достопримечательностей, включая кладбища, на которых похоронены русские и советские знаменитости. Первое издание карманного атласа содержало 140 страниц.
В издании 1980 года, куда были включены указатели заправочных станций, станций технического обслуживания и действующих церквей, было уже 203 станицы. Крупномасштабная карт центральной части Москвы была расширена до 60 отдельных фрагментов.
Издание 1987 года содержало 214 страниц.
С течением времени советские схематические карты Москвы постепенно стали включать более точные и полезные детали. Возрастающий поток иностранных туристов, особенно во время московской Олимпиады 1980 года, ускорил эту тенденцию. Но издаваемый ЦРУ Указатель московских улиц остался наилучшей картой города.
Признание и награды
В 1974 и 1980 годах по результатам национальных конкурсов издателей карт, проводимых Американской профессиональной ассоциацией картографов и Американской ассоциацией геодезистов и картографов, издания карт ЦРУ получили грамоту «За выдающиеся достижения в дизайне карт» в категории планов городов.
В 1989 году советское правительство в конце концов выпустило тиражом 250000 экземпляров карманное издание карты Москвы – «Москва: Атлас туриста». О значимости и влиянии карты издания ЦРУ на это издание можно судить по тому, что советское издание использовало формат, аналогичный изданию ЦРУ.
Создание карты Москвы имело ряд важных долговременных следствий:
- Оно позволило проработать требования безопасности при использовании данных спутниковых снимков в несекретных изданиях;
- Оно позволило накопить уникальный опыт сотрудников DDI в Москве по использованию различных источников разведывательной информации – как визуальных источников на местах, так и данных, полученных техническими средствами;
- Это опыт помог разведывательным органам установить в Москве ранее неизвестные объекты.
Один заключительный комментарий. При нормальном развитии событий ЦРУ не производит и не должно производить подробные карты города. Разработка карт Москвы, однако, была логичным и необходимым шагом для заполнения существенных информационных пробелов в разведывательных данных о существенном объекте разведки в критически важный период времени.
Примечания
(1) Такой выбор был обусловлен главным образом тем, что Государственный департамент передал в ЦРУ собрание карт и производственные мощности, которые государство унаследовало после роспуска OSS (OSS - Office of Strategic Services – Разведывательное агентство США во время второй мировой войны). Такая передача была выполнена при условии, что картографические ресурсы будут доступны Государственному департаменту для нужд разработки и производства карт зарубежных территорий.
(2) Усовершенствованные копии карт в формате одного листа были представлены Службам Безопасности для обеспечения безопасности при подготовке визита президента Никсона в июне-июле 1974 года.
Джозеф А. Баклавски работал сотрудником Управления Разведки.