Страница 1 из 1

Наводнение 1908 года

Добавлено: 26 июн 2012, 20:35
Лемур
На протяжении веков паводковые воды затопляли низменные местности возле Москвы-реки и ее притоков. Первое дошедшее до нас сообщение о наводнении относится к XV веку. Тогда, в 1496 году, после холодной зимы и больших снегов, наступила «великая паводь».

В XVIII веке решено было создать сеть обводных каналов. Но из всех задуманных проектов был осуществлен лишь один – создан Водоотводный канал, защищавший район улиц Бахрушина, Новокузнецкой, Пятницкой, Якиманских.

10 апреля (по старому стилю) 1908 года в Москве началось одно из самых больших наводнений в истории города, которое не утихало на протяжении пяти дней.

Разлив реки Москвы, наступивший в 1908 году чрезвычайно поздно, принял чудовищные размеры, превзошедшие все ожидания. Два-три теплых дня кряду и несколько дождей сразу настолько дружно продвинули таяние снегов и разрыхлили лед, что быстрый и многоводный разлив реки Москвы был уже вне сомнения. Разливом рек Москвы, Яузы, Неглинной и Водоотводного канала была захвачена значительная площадь, почти 1/5 всей площади города, но особенно пострадали пять участков по правую сторону реки Москвы: второй Хамовнический (Дорогомилово), оба участка Якиманской части и оба участка Пятницкой.

Особенно пострадали низовья Москвы-реки у Коломны – были затоплены 183 селения, над бывшими пахотными полями плавали пароходы. Московская Городская Управа докладывала, что в Москве водой покрыто до четырех миллионов квадратных саженей, то есть почти одна пятая всей площади города.

Река поднялась на девять метров, слившись с Водоотводным каналом. От стен Кремля до Замоскворечья на полтора километра простиралось одно сплошное озеро, из которого возвышались дома, деревья да верхушки фонарных столбов. Так события этих дней описывали «Московские ведомости»: «разлив реки явился полной неожиданностью и многим пришлось провести ночь на чердаке, о спасении же имущества не приходилось и думать», «Брянский вокзал оказался отрезанным и окруженным водой», «наводнение затопило центральную станцию Электрического общества и подача электроэнергии прекратилась».

Дома Дорогомилова и Замоскворечья, стены Кремля были затоплены в среднем на 2,3 метра от уровня мостовой, а вода реки по сравнению с ее летним уровнем поднялась на девять метров. Слились Москва-река, Водоотводный канал, устье Яузы, набережные, луга, образовав огромное водное пространство. Наводнением была вызвана приостановка работ на электрической станции, что послужило в Москве большому спросу на дешевые лампы. В некоторых магазинах для освещения в это время применяли ацетиленовые фонари.

Залитые водой улицы были непроходимы, бездействовала конка. Из разных частей Москвы, перерезанных наводнением, горожан перевозили через мосты на телегах и пролетках извозчики. По улицам, между домами, жителей развозили лодочники. Состоятельная публика ради забавы снимала лодки напрокат и каталась по «московской Венеции» среди затопленных зданий, садов, площадей. На всех высоких мостах стояли толпы зевак, наблюдая, как вешние воды несут очередное бревно или бочку.

После того, как река вошла в свои берега, на многих постройках появились отметки уровня наводнения. Такая отметка сохранилась на одном из домов в Якиманке (Якиманская набережная, дом 4, стр. 1). На углу этого дома на высоте около двух метров от уровня набережной установлена табличка, которая донесла до наших дней информацию о максимальном уровне, до которого поднялась вода в этом месте в апреле 1908 года.