Царь-колокол

Здесь Вы можете прочитать и разместить свои сообщения об интересных местах Москвы и Подмосковья со ссылками на карты, планы, изображения, фотографии и иные документы, относящимися к этим местам
Ответить
Аватара пользователя
rybnik
Сообщения: 88
Зарегистрирован: 06 дек 2009, 14:47

Царь-колокол

Сообщение rybnik »

Об этом гиганте написано, пожалуй, больше, чем о любом другом русском колоколе. И это не удивительно: второго такого исполина пока просто не существует. Он уникален как по своему весу, так и по размерам: весит Царь-колокол около 200 тонн (более 12 000 пудов) (согласно разным источникам его вес составляет от 192 до 201,9 тонн), его высота 6,14 м, а диаметр 6,6 м. Благородный "Царь" установлен на Ивановской площади Московского Кремля рядом с колокольней Ивана Великого. Его родословная начинается на рубеже XVI и XVII веков.

Первого "Царя" - прадеда существующего ныне колокола, отлили в 1600 году по приказу царя Бориса Годунова. Колокол назывался еще Большим Успенским. весу в нем было 2 450 пудов (около 40 тонн), полагают что лил его мастер Андрей Чохов. Колокол висел в деревянной колокольне, а чтобы раскачать его язык, нужно было 24 человека. Во время одного из пожаров в середине XVII века колокол упал и разбился.

Большой колокол на плане Москвы 1600-х годов:

  • "В этом оттиске крепости города Москвы нижеследующее обозначенное цифрами определяется в таком порядке:

    1. Подворье, то есть Фроловские ворота.
    ...
    19. Патриарший двор.
    20. Пречистой пресвятой девы Марии соборная церковь. Синодальная церковь, где собирается все духовенство.
    21. Старый государев двор, сиречь Бориса Федоровича Годунова.
    22. Троицкое подворье.
    23. Рождество Христово. Церковь. в которой царь на праздник Рождества слушает службу.
    24. Иван Великий. Большой храм св. Иоанна, кровля башни которого украшена и колоколами изобилует
    25. Большой колокол, весом примерно 2200 пудов.
    26. Чудов монастырь.
    27. Двор Богдана Яковлевича Бельского.
    ...
Надо сказать, что кремлевским колоколам с именем "Царь" не везло и дальше. В 1652 году царь Алексей Михайлович приказал из разбившегося Большого Успенского отлить новый колокол еще большего размера и веса. Второго исполина отливал Данила Данилов с сыном Емельяном. Вес колокола составил 8 000 пудов (то есть более 130 тонн), а диаметр 5,4 м. Колокол был поднят на деревянную звонницу, сооруженную рядом с Иваном Великим. К сожалению, он просуществовал около года: в 1654 году при Рождественских звонах колокол был разбит. Летом того же года умер от чумы мастер Данила Данилов.

В следующем, 1655 году, двадцатилетний мастер Александр Григорьев взялся за 10 месяцев вновь перелить разбитый колокол. Новый "Царь" весил около 10 000 пудов (более 160 тонн!), один его кованый язык "потянул" на 4 тонны. Только в 1668 году колокол был поднят в специальную деревянную звонницу, построенную на Соборной площади рядом с Иваном Великим. Сирийский путешественник Павел Алеппский так восторженно писал о нем: "Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной, единственной в мире, нет, не было и не будет, она превосходит силы человеческие". Голос гиганта он сравнивал с громом небесным. В художественном отношении колокол был очень хорош: его украшали изображения царя Алексея Михайловича, царицы, патриарха Никона и херувимов. Во время пожара 19 июня 1701 года, в котором сгорели все деревянные постройки Кремля, колокол упал и разбился.

В 1730 году императрица Анна Иоанновна издала указ об отливке нового гиганта: "Мы, ревнуя изволению предков наших, указали тот колокол перелить вновь с пополнением, чтобы в нем в отделке было весу 10 000 пуд". Для исполнения грандиозного плана графу Миниху было поручено "отыскать в Париже искусного человека". Однако оный человек сыскался в своем Отечестве: работы по проектированию и отливке колокола были получены колокольных дел мастеру Ивану Федорову сыну Моторину, потомственному московскому литейщику. В 1731 году было получено разрешение Сената на производство работ и выбрано место отливки - Ивановская площадь Московского Кремля. К этому времени Иван Моторин с сыном Михаилом закончили составление проекта колокола, утверждение которого затянулось до мая 1734 года.

На Ивановской площади начались грандиозные подготовительные работы. Были сооружены 4 плавильные печи, а на месте отливки вырыта яма глубиной 10 м, ее стены укрепили дубовым срубом и выложили кирпичом. Дно ямы тоже укрепили дубовыми сваями, на них положили железную решетку, на которой установили болван, форму и кожух для отливки великана. Декоративные украшения на колоколе выполнили скульптор Федор Медведев и мастера "пьедестального и формовочного дела" Василий Кобелев и три Петра - Кохтев, Галкин и Серебряков. К ноябрю 1734 года все было готово. 26 ноября после службы в Успенском соборе были затоплены печи. Но до отливки дело не дошло, случилась авария: в двух печах прорвало поды, и медь ушла под печи, начался пожар. Вскоре после аварии принялись за восстановительные работы. В августе 1735 года умер Иван Моторин, и все колокололитейные работы были переданы его сыну Михаилу.

Новый Царь-колокол был отлит 25 ноября 1735 года. Плавка металла продолжалась 36 часов, а отливка колокола-гиганта прошла всего за 1 час 12 минут. Надпись на колоколе гласит, что отлил его в 1733 году Иван Моторин с сыном своим Михаилом, хотя на самом деле он был отлит в 1735 году Михаилом Моториным. (И табличка на постаменте, на котором установлен колокол, сообщает год отливки - 1733-й, см. фото справа). Неточность надписи свидетельствует о том, что Царь-колокол отлили по форме, изготовленной первоначально. После того, как колокол остыл, начались чеканные работы, которые продолжались вплоть до кремлевского пожара в мае 1737 года. Сбежавшийся народ пытался тушить деревянные конструкции над литейной ямой, где еще находился колокол. Опасаясь, что колокол расплавится, его поливали водой, отчего раскаленный металл начал трескаться, и от колокола откололся кусок весом в 11,5 тонн… Это стало ясно только после пожара. И колокол еще почти на сто лет остался в литейной яме.

Согласно анализу, в сплаве отлитого колокола содержится меди — 84,51 %, олова — 13,21 %, серы — 1,25 %, золота — 0,036 % (72 кг), серебра — 0,25 % (525 кг).

О колоколе вспомнили в 1819 году, когда в Кремле проводились восстановительные работы после нашествия французов. Подъем колокола и установку его на постамент осуществил архитектор и инженер Август Монферран 4 августа (по старому стилю) 1836 года.

Удивительно красива форма Царя-колокола, а чеканные украшения на нем поражают своим богатством и разнообразием. Центральное место в декоре колокола занимают изображения императрицы Анны Иоанновны, которой принадлежит идея этого чуда, и царя Алексея Михайловича (оно напоминает о том, что новый колокол был перелит из более древнего, отлитого еще в XVII веке, во время его правления). Между фигурами царя и царицы в двух красивых картушах расположены надписи, повествующие об истории его создания. Овальные медальоны с изображениями святых, фигуры ангелов и три пояса растительного орнамента довершают сложный декор. (Увидеть эту красоту можно на фотографиях, сделанных в марте 2004 года. Для увеличения, как обычно, кликните на иконки.) Под изображением императрицы Анны Иоанновны вылита надпись: "Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным".

Царь-колокол на плане городской части Москвы 1846 года:

Царь-колокол на плане городской части Москвы 1852 года:

Царь-колокол на плане центра Москвы 1861 года:

Царь-колокол на плане городской части Москвы 1901 года:

В 1888 году после крушения поезда императора Александра III около станции Борки (17 октября 1888г.) и спасения императорской семьи решено было построить величественную "Царь-колокольню", на которой установить восстановленный и позолоченный кремлевский Царь-колокол. Осуществлено это не было. И до настоящего времени Царь-колокол Московского Кремля остается памятником высокому искусству русских литейщиков.

Ответить