Страница 1 из 1

Петровский пассаж

Добавлено: 11 июн 2012, 14:05
mOnter
Идея строительства Пассажа на улице Петровка принадлежала Вере Ивановне Фирсановой, продолжательнице знаменитой московской купеческой династии Фирсановых, владелицы 23-х домов в Москве, усадьбы Середниково и Сандуновских бань на Неглинной улице.

Для строительства Пассажа В. И. Фирсанова продает два солидных участка земли в столице с принадлежащими ей домами и получает крупную сумму, на которую и началось строительство нового магазина-пассажа. Строительство Пассажа было поручено в 1903 году архитекторам С. М. Калугину и Б. В. Фрейденбергу, которые до этого проектировали для В. И. Фирсановой комплекс Сандуновских бань. Пассаж был спланирован таким образом, чтобы торговые залы не изолировались друг от друга, а внутреннее пространство было единым. Сооружение перекрытий над торговыми рядами было осуществлено по проекту и при техническом руководстве знаменитого русского инженера В. Г. Шухова, который применил при перекрытии магазина широкие полуцилиндрические стеклянные своды. Общие затраты на строительство Пассажа составили более 1,5 миллиона рублей.

Строительство Пассажа длилось три года, и его открытие состоялось 20 февраля (7 февраля по ст. стилю) 1906 года. Фирсановский пассаж собрал под своими сводами более пятидесяти различных торговых павильонов, включая магазины известных торговых домов: «Маркушевич и Григорьев. Шелковые и шерстяные ткани», «Викула Морозов, Коншин и сыновья» — поставщика Императорского двора, «Весельков и Ташин — модные материалы для дамских платьев», О. Зуббертъ и Ко, «Луи Крейцеръ — белье и галстуки», «Матильда Бариш — корсеты и зонты», товарищества кондитерских фабрик «Реномэ», «Конфеты и пастила. Абрикосов и сыновья» и многие другие.

В 1907 году в Пассаже открылся первый в России магазин французской фирмы «Гомонъ», торгующий кино- и фототоварами, а в 1910 году в подвальных помещениях начал работать ресторан и кофейная «Бристоль». В тёмное время суток комплекс сиял огнями (освещение было уже электрическим, электростанция находилась в принадлежащих В. И. Фирсановой Сандуновских банях).

Место на карте 1912 года, где располагается Петровский Пассаж:

В 1918 году Фирсановский пассаж был национализирован, и в скором времени из здания были выселены все магазины, многие помещения перегорожены фанерой, а на бывших торговых площадях была развёрнута постоянно действующая промышленная выставка ВСНХ, кинотеатр, а также размещена фабрика по пошиву белья для Красной армии. Пассаж из Фирсановского переименовали в Петровский (по названию улицы, на которой он расположен). В 1921 году в стену пассажа на улице Петровка был вмонтирован барельеф — фигура «Рабочий» скульптора М. Манизера. Примечательно, что барельеф в настоящее время является самостоятельным памятником культурного наследия.

Торговля вернулась в Пассаж лишь в 1928 году, но не в весь, а только в первый этаж. На второй линии пассажа расположился Научно-исследовательский комбинат по опытному строительству и эксплуатации дирижаблей — Дирижаблестрой, где проектировались первые советские дирижабли, и в котором С 1931 по 1936 годы работал по контракту знаменитый итальянский конструктор Умберто Нобиле.

В Петровском пассаже размещался также аукционный зал, описанный в произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев»:
  • В пассаж на Петровке, где помещается аукционный зал, концессионеры вбежали бодрые, как жеребцы.
    В первой же комнате аукциона они увидели то, что так долго искали. Все десять стульев Ипполита Матвеевича стояли вдоль
    стенки на своих гнутых ножках. Даже обивка на них не потемнела, не выгорела, не попортилась. Стулья были свежие и чистые, как будто только что вышли из-под надзора рачительной Клавдии Ивановны.
    - Они? -- спросил Остап.
    - Боже, боже,-твердил Ипполит Матвеевич,они, они. Они самые. На этот раз сомнений никаких.
    - На всякий случай проверим,-сказал Остап, стараясь быть спокойным. Он подошел к продавцу:
    - Скажите, эти стулья, кажется, из мебельного музея?
    - Эти? Эти-да.
    - А они продаются?
    - Продаются.
В те же годы в здании разместились учреждения новой пролетарской культуры — «Клуб МУНИ» с залом на 620 мест, Клуб Госбанка, Клуб милиции.

В годы Великой Отечественной войны на третий этаж Петровского пассажа поселили москвичей из разрушенных бомбёжками домов. Так в здании возникла огромная коммуналка.

В таком виде Петровский пассаж простоял вплоть до начала 1960-х годов, когда он стал филиалом Московского ЦУМа и в магазине снова закипела торговля.