Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение Лемур » 17 июл 2010, 11:56

Смотришь на привычные дома, но после комментариев все приобретает новую окраску. Я сам удивлялся много раз, почему некоторые фасады домов в центре стоят в глубине, но даже мысль не приходила в голову, что это связано с Генпланом 35 года.

Спасибо! :D
Лемур
 

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение Kolesov » 18 июл 2010, 11:12

Спасибо за подробный анализ магистральных улиц. Такие магистрали, конечно, были нужны городу, и при всех вздохах по поводу утрат это был единственный способ создания современного города из того сплетения улочек, которым была Москва 19 века.

На мой взгляд, основная проблема генпланов состоит в том, что их реализация требует сплоченной нации, большой воли, огромных ресурсов и неизменности стратегии. Со всем этим на протяжении последних 90 лет были большие проблемы, которые стали особенно заметны после 1980 года. В результате в последние годы реализуется наихудший вариант развития города с точечными проектами, характерными для слабой коррупционной экономики и политической системы без ясной программы действий.

Как показывает анализ, сделанный Ghistory, генеральный план, заброшенный по ходу реализации, приводит к довольно нелепым архитектурно-строительным решениям, когда фасады зданий обращены в никуда, а широкие улицы заканчиваются тупиками. Увы, ментальность современных хозяев города намного слабее размаха планов 1935 года. Так что жить нам остается в городе прошлого века.
Аватара пользователя
Kolesov
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 17 июл 2010, 13:03

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение gistory » 18 июл 2010, 12:51

Во-первых Gistory без "h"
Во-вторых давайте попробуем воздержаться от политических оценок.
Дело в том, что анализ новых магистралей это "игра ума", "фантазия", которая оставляет за рамками сотни снесенных домов и полное изменение облика города.
Многим сейчас кажется привычным облик Тверской, которая на самом деле была практически полностью перекроена и прорезана по живому. Например, сейчас ведутся баталии о Пушкинской площади, а ведь в начале 20х она была совсем другой. И еще не так давно, на месте Новопушкинского сквера стоял дом...

В запасе у меня есть еще несколько историй про Магистрали и дома. Надо лишь отметить, что их строительство было прекращено не в 80е а намного раньше. В 60е и 70е. Достаточно посмотреть на тупики которые образуют "хрущевки" и "брежневки". Кроме того, большинство магистралей невозможно построить без сноса памятников культуры. В 30-40 года с ними особо не считались, хотя и не сносили до последнего момента - городу не хватало жилого фонда.

Вот вам пример. Школа очень красивая и недавно отреставрированная на углу Пречистенки и Чертольского

Изображение

Изображение

Это белый теремок "лишний". Более того, школа (кстати первоначально артиллерийское училище) должна была смотреть на Дворец Советов, стать на первой линии домов. Рядом должны были быть снесены несколько кварталов. А сама улица Кропоткина стать шире.

http://www.retromap.ru/mapster.php?pane ... =37.598369

PS. Кстати на Кропоткина-Пречистенке по моим раскопкам был построен еще только один дом в границах Генплана 1935 года
http://www.retromap.ru/mapster.php?pane ... =37.592060
Это дом №30. Он стоит чуть в глубине и ориентируясь по нему и школе можно прикинуть какие дома по улице точно пошли бы под снос.

Изображение

PPS
"Обнаружился" еще и дом 31 "Дом милиции" построенный в 1936 году. А вот дом построенный напротив в 1929 году №34 наверное пришлось бы "убрать"

Изображение
gistory
 

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение Chek » 21 май 2011, 04:03

Приветствую, коллеги!!!)

Признаться, тоже очень поражен столь значительным отсутствием информации по Генплану-35. Лично моя точка зрения, что это был, пожалуй, самый лучший, чёткий и продуманный план реконструкции города. Конечно, при его полной реализации уничтожался бы исторический облик города 19 века, но это было неизбежно, поскольку иначе в таком городе, который являлся столицей крупнейшего государства на планете, было бы просто невозможно жить. Нужны были широкие магистрали и проспекты, эти цели были поставлены, они были выполнены. Можно с уверенностью сказать одно: если бы этот план был бы целиком реализован, то мы бы сейчас жили совсем в другом городе. Да, практически бы не осталось стерых маленьких домишек, но зато весь город был бы в едином архитекрутном стиле, что неоспоримо лучше, чем то, что мы имеем сейчас (а реально это всё последствия Хрущевско-Брежневских времён, когда панельные дома стали строить чуль ли не в центре города)... это в результате выходит один большой архитектурный винегрет.

Теперь ближе к реализации плана. В реальности, реализация его дошла гораздо дальше чем это принято считать...

Начнём с главного: мосты. Обратите внимание, что все основные мосты в центре (Большой и Мал. Каменные, Бол. и Мал. Москворецкие, Бол. Устьинский и др.) ведут-то по большому счёту "из ниоткуда в никуда". Сравните ширину улиц в которые они упираются и ширину мостов - сразу всё станет ясно. По тем же красным линиям Генпала-35 построены и многие мосты через Яузу: Астаховский (Магистраль им. Сталина), Костомаровский (Магистраль Курский - Рогожская), Электрозаводский (Измайловский пропект - Сокольники), Преображенский.

Про проспекты уже также писали много, добавлю еще несколько примеров: Украинский Бульвар (обратите заодно внимание на ширину улицы на противоположенном берегу реки), который является частью Большого бульварного кольца. На месте переспективной трассы сейчас в частности стоит Пушкинский мост (опять обращаем внимание на ширину проезда между домами по Фрунзенской набережной), далее трассировка совершенно чудестным образом состыкуется со сталинским домом №3 по Хавской улице http://maps.yandex.ru/-/CBQbf22R (опять же внимание на сквер перед домом - никакой не сквер это по проекту, а проезжая часть), всё это выстраивается в линеечку с домами и шириной 1-ого Щипковского переулка http://maps.yandex.ru/-/CBQbf289 и ул. Павла Андреева.

Если посмотреть на северную часть этого кольца, То начиная от Ваганьковского путепровода и почти до Рижского вокзала (который по Генплану-35 ликвидировался) - это полностью трассировка 3-его траспортного кольца.

Посмотрим еще на Север. Линия: Ул. Космонавтов - Ул. Академака Королёва - ул. Фонвизина. Это часть Большого Парвового кольца. Далее на запад оно продолжалось по несуществующей сейчас улице, по расстояние между домами красноречиво намекают нам ... http://maps.yandex.ru/-/CBQbf-4g, Далее через Тимирязевский парк, затем ул. Черняховского (ширина улицы и расположение некоторых построенных домов), пересечение с Ленинградкой в том месте, где сейчас торговый центр "Галерея Аэропорт" (понятно почему там площадка-то появилась:))

Ну так же вкратце: почти весь Юго-запад за исключением так и не построенного второго метромоста. Кстати, обратите внимание, что Проспект Вернадского действительно по Сталинскому проекту построен лишь до ул. Кравченко. До этого места от Метромоста это почти везде широкая трасса и улицами-дублёрами по обеим сторонам и зелёными насаждениями. А после ул. Кравченко - просто 6-полосное шоссе без всякой зелени и дублёров. Кстати, характерная застройка так же заканчивается у ул. Кравченко.

Еще любопытный пример: Долгоруковская - Новослободская улица. По Генплану она расширялась почти вдвое. Работы были начаты, но шли неравномерно, а вскоре их прекратили... В результате от Садового кольца до м. Новослободская идёт широкая улица 6-8 полос, От Лесной улицы до Савёловского путепровода - так же 8 полос кое-где даже с газоном посередине. А вот на учаске от Лесной до Новослободской как всё было, так и осталось - в результате узкое горшышко всего в 4 полосы движения, зато историческая застройка сохранилась практически по обе стороны улицы.

Продление Бульварного кольца в Замоскворечье и его закольцовка. Почти все работы по сносу зданий и расчистке территорий были выполнены. То как крушат застройку очень хорошо видно на немецкой фотосъемке 42 года http://www.retromap.ru/mapster.php?pane ... =37.633023 Сейчас на этом месте широчайший Садовнический проезд и дома по красным линиям. Как и дом 25 стр.1 по Пятницкой улице (хотя реально стоит на самом деле по Новокузнецкой). В общем, лучше снова один раз увидеть расположение домов. http://www.wikimapia.org/#lat=55.741172 ... 16&l=1&m=b Особенно хорошо в эту линию встроились ФГУП "Гиредмет" и "Дом Писателей".

В целом, таких примеров по Москве - масса, а потому мною принято решние объединить всё это в одну большую карту, с наложением на современный космоснимок, где будут указаны, по возможности, все такие архитектурные объекты. Работа идёт медленно, но идёт.
Chek
 

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение Kostochka » 22 май 2011, 14:45

Когда еду на юг по улице 1905 года и упираюсь в каждодневной пробке в набережную Москвы-реки, у меня всегда возникает чувство несправедливости - там очень просится мост к Украинскому бульвару. Уж не знаю, кто в Москве остановил эту часть проекта реконструкции Москвы, но вот это уж точно враг народа.

То же самое могу сказать про Мичуринский проспект, который при движении с юга вдруг упирается в Москву-реку вместо продолжения к Пироговской улице.
Аватара пользователя
Kostochka
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 19 май 2011, 22:15

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение Lopahin » 24 май 2011, 23:03

Эту карту нужно анализировать совместно со схемой планировки Москвы 1935 года:
0619351
А там, например, от Лужников к Ленинским горам целых три моста ведут:
http://www.retromap.ru/mapster.php#pane ... =37.558908
Lopahin
 
Сообщения: 72
Зарегистрирован: 19 май 2011, 22:11

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение lucky » 10 июн 2011, 21:05

Ниже представлен текст Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) 10 июля 1935 г. о Генеральном плане реконструкции г. Москвы

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) 10 июля 1935 г.

Стихийно развивавшаяся на протяжении многих веков Москва отражала даже в лучшие годы своего развития характер варварского российского капитализма. Узкие и кривые улицы, изрезанность кварталов множеством переулков и тупиков, неравномерная застройка центра и периферии, загроможденность центра складами и мелкими предприятиями, низкая этажность и ветхость домов при крайней их скученности, беспорядочное размещение промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства и быта — мешают нормальной жизни бурно развивающегося города, в особенности городскому движению, и требуют коренного и планомерного переустройства.

ЦК ВКП(б) и СНК СССР устанавливают, что на основе решений июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 г. широко развернуты работы по реконструкции городского хозяйства Москвы, благодаря чему жизненные условия трудящихся города значительно улучшены, — строительство метрополитена и канала Москва—Волга, расширение важнейших центральных улиц и площадей, сооружение гранитных набережных и усовершенствованных мостовых, общественных, жилых домов и школ, фабрик-кухонь и столовых общественного питания, заводов механизированного хлебопечения и холодильников, развитие теплофикации и упорядочение снабжения населения топливом, рост водоснабжения, улучшение дела очистки города и т. д.

Огромные работы по реконструкции городского хозяйства Москвы, производимые в настоящее время, еще больший размах этих работ в ближайшем будущем придают твердому плану застройки города исключительное значение, ибо широкое развертывание строительства Москвы без единого плана может в дальнейшем чрезвычайно осложнить жизнь и переустройство города.

ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают проекты сохранения существующего города, как законсервированного музейного города старины, с созданием нового города за пределами существующего. ЦК ВКП(б) и СНК СССР отвергают также предложения о сломке сложившегося города и постройке на его месте города по совершенно новому плану. ЦК ВКП(б) и СНК СССР считают, что при определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города, но с коренной перепланировкой его путем решительного упорядочения сети городских улиц и площадей. Важнейшими условиями этой перепланировки являются: правильное размещение жилых домов, промышленности, железнодорожного транспорта и складского хозяйства, обводнение города, разуплотнение и правильная организация жилых кварталов с созданием нормальных, здоровых условий жизни населения города.

ЦК ВКП(б) и СНК СССР считают, что во всей работе по перепланировке города должно быть достигнуто целостное архитектурное оформление площадей, магистралей, набережных, парков, с использованием при строительстве жилых и общественных зданий лучших образцов классической и новой архитектуры, а также всех достижений архитектурно-строительной техники. Холмистый рельеф Москвы, Москва-река и Яуза, разрезающие город в разных направлениях, богатейшие парки города — Ленинские горы, парк им. Сталина, Сокольнический парк, Останкинский, Покровско-стрешневский с Химкинским водохранилищем, — все это позволяет объединить все разнообразие отдельных частей города, создать подлинно социалистический город.

Исходя из этого, ЦК ВКП(б) и СНК СССР постановляют:

Утвердить следующий генеральный план реконструкции г. Москвы на 10 лет и на ближайшие 3 года, представленный московскими организациями.

Планировка города Москвы

1

При определении размеров и планировке территории г. Москвы исходить из постановления июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 г. о нецелесообразности создания городов-гигантов с нагромождением большого количества предприятий в сложившихся крупных городских центрах и недопустимости строить в дальнейшем новые промышленные предприятия в г. Москве.

В соответствии с этим ограничить пределы роста г. Москвы и принять в основу расчетов роста территории города численность городского населения примерно в 5 млн. человек, с полным обслуживанием бытовых и культурных потребностей этого населения (жилища, городской транспорт, водоснабжение и канализация, школы, больницы, торговая сеть, столовые и т. д.).

2

Ввиду того что территория г. Москвы в современных границах (28,5 тыс. га) переуплотнена застройками в отдельных частях города, перенаселена и не обеспечивает нормального размещения растущего населения города, признать необходимым постепенное расширение территории города до 60 тыс. га.

Расширение территории г. Москвы произвести в первую очередь за счет прилегающих к городу с юго-западной стороны земельных площадей, расположенных за Ленинскими горами вдоль Москва-реки от Кунцево до Ленино (бывш. Царицыно), площадью в 16 тыс. га, как наиболее здоровой для жилья, высокой и удобной по расположению пригородной территории.

Приступить к постепенной застройке нового юго-западного района с проведением водопровода, канализации и других коммунальных предприятий по обслуживанию населения. Построить к концу десятилетия в этом районе новые жилые дома площадью в 1 млн. м2.

Кроме того расширение территории г. Москвы производить также за счет земельных площадей, расположенных:

а) в восточной части города, в направлении:
Измайлово, площадью около 2 445 га, Перово—Кусково, площадью около 2 400 га;
б) в юго-восточной части города, в направлении:
Текстильщики, расположенные между Рязанским шоссе и г. Люблино, площадью около 2 730 га, Люблино, площадью около 1 635 га, Новинки—Ногатино, площадью около 815 га;
в) в западной части города, в направлении сс. Терехово, Мневники, Хорошево, Щукино, площадью 1 700 га;
г) в северо-западной и северной частях города, в направлении Тушино, Захарково, Авиогородок, Ховрино, Лихоборы, Медведково и др., площадью около 3100 га.

3

Закрепить за г. Москвой все намеченные по генеральному плану для городской застройки пригородные территории, как резервные земли города, подлежащие включению в городскую черту по мере их освоения застройкой. Подчинить в административном отношении все населенные пункты, находящиеся на этих территориях, Моссовету и обязать Моссовет ввести немедленно те же правила отвода земельных участков для застройки этих территорий, какие установлены для Москвы, а также принять практические меры к охране зеленых насаждений и санитарному надзору на этих территориях.

Поручить Моссовету и Мособлисполкому совместно с Наркомземом в трехмесячный срок определить точные границы и порядок присоединения к городу резервируемых за г. Москвой территорий и предложения по этому вопросу внести на утверждение СНК СССР.

За пределами этой территории создать лесопарковый защитный пояс в радиусе до 10 км, состоящий из равномерно расположенных крупных лесных массивов, берущих свое начало в загородных лесах и служащих резервуаром чистого воздуха для города и местом отдыха для населения. Приступить к соединению этих зеленых массивов зелеными полосами с центром города по следующим направлениям:

а) от Сокольнического и Измайловского зеленых массивов — по берегам Яузы;
б) от Ленинских гор и парка им. Горького — вдоль набережной Москва-реки;
в) от Останкинского зеленого массива — по Самотеке и Неглинной.

Помимо крупных массивов зелени на территории города, приступить к образованию новых районных парков и бульваров.

Привести в полный порядок, с планировкой и благоустройством, городские бульвары Садового и Бульварного кольца, парк Ленинских гор, Измайловский парк им. Сталина, Сокольнический парк им. Бубнова, Краснопресненский, Останкинский парки и парк Покровское-Стрешнево с расширением его и включением в его состав Химкинского водохранилища.

4

Для обводнения города максимально использовать волжскую воду, поступающую в результате сооружения канала Волга—Москва, для чего создать два водных кольца: одно от Клязьминского водохранилища по Восточному каналу через Измайловский парк, Текстильщики, Южный порт у Кожухово по Москва-реке к Химкинскому водохранилищу, другое — внутригородское, получаемое в результате сооружения Северного внутригородского капала, соединяющего Химкинское водохранилище с рекой Яузой до Москва-реки.

5

Превратить набережные Москва-реки в основную магистраль города с облицовкой берегов реки гранитом и устройством вдоль набережных широких проездов-улиц со сквозным на всем их протяжении движением.

Закончить постройкой к концу 1938 г. гранитные набережные вдоль берегов реки Москвы в черте города от Шелепихи до Кожухово (46 км, не считая 18 км уже построенных и строящихся в 1935 г.) и устроить асфальтированные проезды-улицы вдоль этих набережных с доведением их ширины до 40—50 м.

Покрыть в течение трех лет гранитными набережными берега водоотводного канала на протяжении 8 км (включая строящиеся набережные в 1935 г.) с устройством асфальтированных проездов-улиц, с доведением их ширины до 25—30 м.

Построить в течение трех лет набережные вдоль берегов реки Яузы на протяжении 20 км и устроить вдоль набережных асфальтированные проезды-улицы шириною 25—30 м.

Развернуть застройку в ближайшие 3 года домами и архитектурно оформить Краснопресненскую, Смоленскую, Дорогомиловскую, Бережковскую, Причальную, Котельническую, Новоспасскую и Ростовскую набережные и в течение последующих лет десятилетия все остальные набережные Москва-реки, водоотводного канала и часть набережных реки Яузы от ее устья до Садового кольца.

Спланировать и очистить от мелких построек к 1937 г. территорию Лужников.

Снести к 1938 г. мелкие строения на стрелке водоотводного канала для постройки на этом месте монумента спасения челюскинцев с соответствующим оформлением участка.

Провести работу по дренажу, укреплению берегов и распланировке территории Ленинских гор.

Ввиду того, что набережные Москва-реки и Яузы после обводнения и облицовки их берегов гранитом, а также проведения асфальтированных проездов станут лучшей по удобству для жизни частью города, застройку их производить только жилыми и общественными зданиями.

6

Принимая в основу планировки города исторически сложившуюся радиально-кольцевую систему улиц, дополнить ее системой новых улиц, разгружающих центр от движения и позволяющих установить прямую транспортную связь районов города между собой без обязательного проезда через центр города.

Исходя из этого, параллельно набережным создать новый проспект, идущий от площади им. Дзержинского к Дворцу советов и Лужникам и далее, по специально сооружаемому мосту с эстакадным подъездом к нему, через Москва-реку и Ленинские горы в новый юго-западный район.

Для продолжения начатых работ по пробивке проспекта по направлению к Дворцу советов расширить в 1936 г. улицу Волхонку на отрезке между улицей им. Фрунзе и Антипьевским переулком и к 1937 г. снести жилой квартал, выходящий на фасад заканчиваемой к этому времени строительством гостиницы Моссовета. Снести к моменту сооружения Дворца советов все промежуточные здания между Моховой и Манежной улицами, а также между Волхонкой и Б. Каменным мостом. Предопределить застройку проспекта зданиями правительственных учреждений, а также зданиями общественного и научного характера.

7

Красную площадь расширить вдвое, а центральные площади — им. Ногина, им. Дзержинского, им. Свердлова и Революции — в 3-летний срок реконструировать и архитектурно оформить.

Территорию Китай-города освободить от существующей мелкой застройки, за исключением отдельных крупных сооружений, и вместо них построить несколько монументальных зданий государственного значения.

Высокий холмистый берег (Зарядье) освободить от мелких построек с сооружением на этом участке монументального здания Дома промышленности и с оформлением сходов к реке.

8

В целях облегчения передвижения как транспорта, так и пешеходов приступить к выпрямлению и расширению существующих основных радиальных и кольцевых магистралей с доведением их ширины не менее чем до 30—40 м. Расширение улиц произвести за счет сноса некоторых зданий и немедленной ликвидации клумб и газонов па улицах, а на некоторых улицах также и деревьев, насаженных вдоль улиц, сужающих проезжую ширину улиц и мешающих движению (например на Мещанской, Каляевской, Дорогомиловской, Тульской и др.).

На всех пересечениях колец с радиальными магистралями произвести сломку торцовых зданий, закрывающих выходы бульваров, и образуемые площади архитектурно оформить.

Развернуть в течение десятилетия работы по созданию трех сквозных, пересекающих весь город широких улиц путем соединения, спрямления и расширения ряда улиц и небольших проездов по следующим направлениям:

Первое — от Измайловского парка до Ленинских гор на новую юго-западную территорию с образованием на Ленинских горах центрального городского парка и с использованием по этой трассе Б. Черкизовской ул., Преображенской, Стромынки, Русаковской, Краснопрудной, Каланчевской, Кировской, Театрального проезда, Охотного Ряда, Моховой, Волхонки, Остоженки, Чудовки, Хамовнического плаца, ул. Б. Кочек и Лужников.

Второе — от Всехсвятского по Ленинградскому шоссе к заводу им. Сталина, с использованием по этой трассе — Ленинградского шоссе, ул. им. Горького, Кузнецкого Моста, Пушечной ул., Новой и Старой площади, улиц: Солянки, Яузской, Интернациональной, Радищевской, Б. Каменщиков, Крутицкого Вала, Симоновского Вала, Велозаводской ул. и Тюфелевого бульвара.

Третье — от Останкинского парка через Марьину Рощу, Рождественку, Китай-город, Балчуг, Б. и М. Ордынки, Люсиновскую, Земляную, Б. Тульскую на Серпуховское шоссе.

9

Реконструировать следующие, помимо центральных, городские площади с первоочередной их застройкой хорошими по архитектуре зданиями: привокзальные площади и подъезды к ним — Комсомольскую, Киевскую, Курского и Саратовского вокзалов, Савеловскую, Белорусско-балтийского вокзала, Крестовскую заставу, Арбатскую, Смоленскую, Советскую, Пушкинскую, Триумфальную, Сокольнического круга, Коммуны, Крымскую, Красных Ворот, Таганскую, Крестьянскую, им. 1905 года, Преображенскую, Октябрьскую, Добрынинскую и Калужскую заставы. При планировке и оформлении площадей обеспечить широкий проезд и предусмотреть выделение на площадях закрытых для проезда мест со стоянками для автомашин.

10

Одобрить в основном представленные МК ВКП(б) и Моссоветом регулятивные красные линии основных уличных магистралей, предусматривающие также в порядке регулятивном:

а) пробивку новых радиальных улиц в восточной и юго-восточной частях города: улицу от площади им. Ногина к Проломной заставе, улицу от Яузских Ворот к заводу им. Сталина и улицу от Покровских Ворот к Курскому вокзалу;
б) пробивку параллельных улиц к старым радиальным, плотно застроенным и перегруженным движением: Ново-Кировской и Ново-Арбатской.

11

Провести следующие новые кольцевые магистрали:

а) Центрального полукольца по линии: Спасоглинищевского пер.—Б. Комсомольского пер.— Фуркасовского пер.—Кузнецкого Моста—проезда Художественного театра—ул. им. Огарева с выходом на Кропоткинскую площадь;
б) продолжения бульварного кольца в 3амоскворечьи;
в) нового бульварного кольца с использованием в основном трассы Камер-Коллежского Вала;
г) нового паркового кольца, связывающего парковые массивы города: Останкино, Сокольники, Измайлово, Введенские горы, Ленинские горы, Лужники, Краснопресненский парк, Петровский и Тимирязевский парки.

12

Предусмотреть в перспективе в порядке регулятивном пробивку для разгрузки центра города от транзитного движения следующих улиц, связывающих по прямым направлениям узловые пункты и районы города между собой:

а) магистрали, связывающей по прямой линии площадь Белорусско-балтийского вокзала с Комсомольской площадью;
б) магистрали, связывающей по прямой линии площадь Белорусско-балтийского вокзала с площадью Киевского вокзала;
в) магистрали, связывающей по прямой линии Комсомольскую площадь с Абельмановской заставой в Пролетарском районе, и
г) магистрали, связывающей по прямой линии Фрунзенский, Ленинский, Кировский и Пролетарский районы по линии Шелепиха—Октябрьская площадь—завод им. Сталина.

Поручить Моссовету в течение года, на основе утвержденных красных линий, разработать и утвердить детальные планы застройки улиц и площадей города, оформляемых в течение ближайших десяти лет.

13

Для нормального размещения пятимиллионного населения города и правильной организации жилого квартала установить следующие основные принципы застройки и заселения города:

а) при планировке и застройке новых, а также при перепланировке нынешних московских кварталов вместо мелких кварталов в 1,5—2 га, плотно застроенных (на 50—60%) мелкими домами, изрезанных при этом большим количеством пересекающих магистрали переулков, — строить крупные кварталы в 9— 15 га;
б) застройку кварталов производить небольшим количеством крупных домов, расположенных друг от друга на некотором небольшом расстоянии, для лучшего освещения и проветривания квартала;
в) застройку территории города осуществлять из расчета постепенного снижения плотности заселения, которая, несмотря на среднюю плотность в 350 человек на 1 га жилого квартала, достигает в настоящее время в пределах Садового кольца 1 тыс. и более человек на 1 га жилого квартала, с доведением плотности в перспективе равномерно для всего города до 400 человек на 1 га жилого квартала. В отдельных, наиболее удобных и ценных для жилых зданий районах (например на набережных) плотность заселения может быть допущена до 500 человек на 1 га жилого квартала за счет повышения этажности домов;
г) к постройке в Москве допускать жилые дома высотой не ниже шести этажей, а на широких магистралях и в пунктах города, требующих наиболее выразительного и парадного оформления (на набережных, площадях и широких улицах), более высокие дома в 7—10—14 этажей.

14

Для лучшего обслуживания населения города культурно-бытовыми учреждениями развернуть строительство сети школ, амбулаторий, столовых, детских садов, детских яслей, магазинов, физкультурных площадок и т. п. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР считают неправильным стремление к замкнутому размещению всех этих учреждений в каждом большом доме только для жильцов этого дома. ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР считают, что школы, амбулатории, столовые, детские сады, детские ясли, театры, кино, клубы, больницы, стадионы и другие виды учреждений культурно-бытового обслуживания населения должны размещаться в центре ряда кварталов в расчете на обслуживание населения, проживающего не в одном, а в десятках домов.

15

В интересах правильной организации территории г. Москвы и обеспечения здоровых условий для жизни населения вывести постепенно из г. Москвы все опасные в пожарном отношении и вредные в санитарно-гигиеническом отношении предприятия, а также отдельные, большей частью мелкие предприятия, расположение которых мешает планировке улиц и площадей города.

16

Разгрузить город от сортировочных и технических железнодорожных станций с постепенным выводом их, а также внутригородских прирельсовых складов, за пределы города.

Соединить сходящиеся к Москве линии железных дорог тоннелями, построив в первую очередь тоннель, соединяющий линию Курской железной дороги с линией Октябрьской железной дороги.

Перенести часть линий Окружной железной дороги в направлении к юго-западу и юго-востоку от нынешней ее трассы, предусмотрев в будущем сооружение второй Окружной железной дороги за пределами города для полной разгрузки города от всех грузовых транзитных железнодорожных потоков.

Электрифицировать все движение в Московском железнодорожном узле и в первую очередь пригородное.

Поручить НКПС разработать в соответствии с этим план реконструктивных работ по Московскому железнодорожному узлу.

Строительство и реконструкция городского хозяйства Москвы

Осуществление установленного плана расширения, перепланировки и архитектурного оформления г. Москвы требует громадного строительства и реконструкции ее городского хозяйства, радикально улучшающего бытовые и культурные условия жизни населения города.

Утвердить следующую представленную МК ВКП(б) и Моссоветом программу строительства и реконструкции городского хозяйства г. Москвы на десятилетний период (1936—1945 гг.) и на ближайшие три года (1936—1937—1938 гг.):

1

Жилищное строительство в Москве в течение десятилетия определить в объеме 15 млн. м2 (около 2 500 домов), из них в течение ближайшего трехлетия — в объеме 3 млн. м2 (около 500 домов), в том числе:
в 1936 г. 800 тыс. кв. м
в 1937 г. 1 000 ,, ,, ,,
в 1938 г. 1 200 ,, ,, ,,

Установить, что не менее 25% этой программы жилищного строительства должно быть осуществлено силами и средствами Московского совета.

2

Построить 6 новых гостиниц на 4 тыс. номеров и кроме того в ближайшие 3 года закончить строительство гостиницы Моссовета в Охотном Ряду с надстройкой Гранд-Отеля и достроить вторую очередь гостиницы на площади Киевского вокзала.

3

Увеличить к концу 1938 г., наряду с дальнейшим развитием строительства метрополитена, московский внутригородской пассажирский транспорт в следующих размерах: количество вагонов трамвая до 2 650 шт., количество троллейбусов 1 000, количество автобусов 1 500, количество такси 2 500.

Построить новые пассажирские трамвайные линии в течение десятилетки на протяжении 400 км, в том числе за трехлетие 100 км.

В связи с развитием метро, автобусного и троллейбусного движения в центре города, считать необходимым снять с наиболее напряженных улиц трамвайное движение с перенесением его на окраинные улицы города.

4

Ликвидировать разнотипность замощений на проездах-улицах и между линиями трамвая, применяя сплошное асфальтирование улиц, за исключением подъемов, где допускать замощение брусчаткой небольших размеров и клинкером. Уложить все трамвайные пути в черте города на прочные основания: бетонные и щебеночные. Замостить в течение 10 лет 10 млн. м2 улиц и площадей г. Москвы усовершенствованными мостовыми, с тем чтобы полностью все улицы и площади города покрыть асфальтом. В течение ближайших 3 лет замостить усовершенствованными покрытиями 2,5 млн. м2 улиц и площадей Москвы.

Установить, что замощению улиц г. Москвы усовершенствованными покрытиями должно, как правило, предшествовать строительство водостоков.

5

Для улучшения связи между районами, расположенными по обеим сторонам Москва-реки, и для обеспечения возможности сквозного прохождения по Москва-реке больших волжских судов построить в течение десятилетия 11 новых мостов на высоте уровня Бородинского моста (до 8,6 м над уровнем воды при отметке 120) и 3 моста реконструировать путем подъема на тот же уровень.

Из указанных мостов построить к началу 1938 г. взамен ныне существующих 4 новых моста через Москва-реку: 1) Большой Каменный, 2) Крымский, 3) Москворецкий и 4) Краснохолмский и три моста через водоотводный канал: 1) М. Каменный, 2) Чугунный и 3) М. Краснохолмский мосты. К атому же сроку поднять существующие на Москва-реке мосты: 1) Устьинский, 2) Новоспасский и 3) мост МББ ж. д.

На новых местах построить следующие мосты: 1) мост от Лужников на Ленинские горы с эстакадным подходом для соединения нынешней территории города через Лужники с новой юго-западной территорией, 2) два моста через Москва-реку и водоотводный канал для продолжения бульварного кольца от Дворца советов в Замоскворечье, 3) мост через Москва-реку для соединения Пролетарского района с Кировским, 4) мост взамен существующего Даниловского деревянного у завода им. Сталина.

Построить Крестовский, Остаповский, Митьковский и Ленинградский путепроводы. Строительство Крестовского путепровода закончить в 1938 г.

6

Для обводнения реки Яузы и других водоемов города осуществить следующие работы:

а) построить к 1939 г. в северной части города канал для соединения Химкинского водохранилища с рекой Яузой, который вместе с Яузой создаст внутригородское водное кольцо;
б) расширить русло реки Яузы до 20—25 м;
в) очистить, привести в порядок и обводнить все имеющиеся на территории города пруды.

7

Для своевременной подготовки московского водопровода к приему волжской воды и подачи ее населению немедленно развернуть строительство Сталинской водопроводной станции на волжской воде с доведением ее мощности в 1937 г. до 25 млн. ведер в сутки, а в 1938 г. — до 50 млн. ведер. В последующие годы построить Северную станцию на волжской воде мощностью в 50 млн. ведер в сутки и Пролетарскую станцию на юго-востоке города мощностью в 25 млн. ведер в сутки. Общую мощность московского водопровода к 1945 г. увеличить до 180 млн. ведер воды в сутки, а к 1939 г. до 106 млн. ведер.

8

Для ликвидации имеющегося в настоящее время отставания московской канализации от достигнутого уровня водоснабжения, а также для развития канализации, в соответствии с установленным ростом водоснабжения, — осуществить следующие работы:

а) мощность канализационных каналов, отводящих канализационные воды на очистные сооружения, увеличить к 1945 г. до 120 млн. ведер в сутки, а к 1939 г. — до 90 млн. ведер;
б) увеличить общую мощность очистных сооружений к 1945 г. до 100 млн. ведер, а в течение ближайших 3 лет — до 62 млн. в сутки.

9

Важнейшей задачей реконструкции городского хозяйства Москвы является ее теплофикация — основное средство для высвобождения города от дальнепривозного топлива, для рационализации ее теплового хозяйства и дальнейшего повышения электроснабжения города.

ЦК ВКП(б) и СНК СССР устанавливают необходимость увеличения мощности теплофикационных станций к 1945 г. до 675 тыс. кВт вместо существующих 89 тыс. кВт.

К началу 1939 г. теплофикационную мощность московских станций увеличить до 275 тыс. кВт за счет строительства к этому сроку Сталинской ТЭЦ в 100 тыс. кВт, Фрунзенской ТЭЦ — до 50 тыс. кВт, ТЭЦ завода им. Сталина — до 25 тыс. кВт, ТЭЦ ВТИ в 1936 г. — до 64 тыс. кВт и 1-й МГЭС в 1937 г. — до 24 тыс. кВт.

10

Учитывая недостаточность мощности существующего в Москве газового завода для удовлетворения самых неотложных нужд города, обязать НКТП, путем развития дальнего газоснабжения Москвы, обеспечить подачу газа в город к 1945 г. до 600 млн. м3 в год. Впредь до кардинального разрешения вопроса газоснабжения Москвы считать необходимым, наряду с увеличением мощности существующего газового завода, построить около Москвы и ввести в эксплуатацию к началу 1938 г. коксогазовый завод мощностью не менее 200 млн. м3 газа в год с одновременной выработкой кокса для нужд промышленности Москвы и Московской области.

11

Приступить с 1936 г. к реконструкции подземных устройств г. Москвы путем укладки телефонного, телеграфного, осветительного, силового кабелей, газовых и водопроводных труб в единый коллектор, позволяющий без раскрытия мостовых контролировать, регулировать и ремонтировать эти сооружения.

12

Построить в Москве за десятилетие 530 школьных зданий и в ближайшие три года — 390 школьных зданий.

Построить за десять лет не менее 17 больниц и 27 диспансеров, в том числе в течение ближайших трех лет 6 больниц и 3 диспансера.

13

Построить в Москве в течение десяти лет для культурного обслуживания населения:

а) 50 кинотеатров, в том числе 5 кинотеатров в ближайшие три года;
б) 3 дома культуры, детский дом культуры и 7 клубов.

14

Имея в виду неуклонный рост советской торговли, общественного питания и материального положения трудящихся, установить необходимость строительства:

а) 9 крупных универсальных магазинов, из них 2 в течение ближайших трех лет;
б) 5 холодильников емкостью всего на 50 тыс. т, из них 2 холодильника в течение ближайших трех лет;
в) капитальных овощехранилищ под землей емкостью на 600 тыс. т хранения картофеля и овощей, из них на 150 тыс. т в ближайшие три года;
г) 3 элеваторов емкостью 175 тыс. т, из них один элеватор в 1937 г.;
д) 6 хлебозаводов, из них один к 1937 г.;
е) 5 крупных фабрик для заготовки полуфабрикатов столовым общественного питания; в том числе 3 в течение ближайших трех лет.

15

Для разгрузки центра города от грузового движения вывести базисные склады из пределов Китай-города и Бульварного кольца.

16

Для выполнения принятой программы реконструктивных работ по г. Москве, связанных со сносом домов и переселением живущих в них, обязать Моссовет создать специальный маневренный жилой фонд в 100 тыс. м2.

17

Для обеспечения в строительстве и планировке Москвы твердой дисциплины и полного соответствия застройки территории утвержденному генеральному плану города установить:

а) строительство на территории г. Москвы и резервированной за городом территории, вне зависимости от ведомственной подчиненности, может производиться лишь с разрешения президиума Московского совета, под его контролем и с точным выполнением требований Моссовета;
б) всякого рода строительство на территории г. Москвы может допускаться лишь при условии утверждения или согласования с Моссоветом планов застройки и архитектурных проектов этого строительства.

18

Одобрить в основном представленный МК ВКП(б) и Моссоветом проект постановления о правилах и порядке застройки г. Москвы, поручив СТО уточнить его и внести соответствующие изменения в действующее законодательство по этим вопросам.

19

Все предусмотренные генеральным планом Москвы реконструктивные работы на десять лет (1936—1945 гг.) и на ближайшие три года (1936—1937—1938 гг.) внести в соответствующие годовые и пятилетний планы.

Поручить Госплану СССР совместно с МК ВКП(б) и Моссоветом определить размеры ассигнований, сроки и очередность выдачи денежных средств и материальных фондов, необходимых для осуществления плана работ, предусмотренных настоящим постановлением, и внести на утверждение ЦК ВКП(б) и СНК СССР.

СНК СССР и ЦК ВКП(б) подчеркивают, что задача партийных и советских организаций Москвы состоит не только в том, чтобы выполнить формально план реконструкции г. Москвы, но прежде всего в том, чтобы строить и создавать высококачественные сооружения для трудящихся, чтобы строительство столицы СССР и архитектурное оформление столицы полностью отражали величие и красоту социалистической эпохи.

СНК СССР и ЦК ВКП(б) уверены, что московские большевики, советские организации, инженеры, архитекторы и рабочие-строители, показавшие уже немало образцов высококачественной работы, сумеют с честью выполнить возложенные на них задачи.

Основы реконструкции города Москвы

1. Согласно решению июньского пленума ЦК ВКП(б) о нецелесообразности концентрации большого количества предприятий в ныне сложившихся городских центрах и прекращении строительства новых промышленных предприятий в Москве и Ленинграде, в Москве, как правило, не будут сооружаться новые предприятия, кроме непосредственно обслуживающих городские нужды (хлебозаводы, холодильники и т. д.).

Дальнейшая реконструкция промышленных предприятий будет проводиться на основе максимальной механизации трудоемких процессов, электрификации и автоматизации.

Некоторые предприятия должны в перспективе постепенно выводиться из Москвы. Сюда относятся в первую очередь предприятия вредные в санитарно-гигиеническом отношении для окружающего населения (главным образом химические) или опасные в пожарном отношении, а также отдельные, большей частью мелкие, не представляющие большой технической ценности предприятия, расположенные на трассе новых и расширяемых магистралей и набережных. Вывод этих предприятий улучшит санитарное состояние города.

2. Установка на прекращение нового промышленного строительства в Москве определяет перспективы роста населения города. План исходит из численности населения города примерно в 5 млн. человек.

В соответствии с указаниями июньского пленума ЦК ВКП(б) 1931 г., что «при планировке Москвы, как социалистического города, в противоположность капиталистическим городам, не должна допускаться чрезмерная концентрация на небольших участках больших массивов населения: предприятий, школ, больниц, театров, клубов, магазинов, столовых и т. д.», план предусматривает снижение чрезмерной плотности заселения в пределах Садового кольца и в юго-восточном промышленном районе, достигающей на отдельных участках 1 тыс. человек на 1 га жилого квартала, с доведением плотности в перспективе до 400 человек на 1 га. В отдельных, наиболее удобных и ценных для жилых зданий районах (например на набережных) плотность заселения может быть допущена до 500 человек на 1 га. При этом должна быть создана такая система расселения, которая при наилучших санитарных условиях обеспечивала бы населению удобную связь жилья с местом работы, хозяйственно-бытовыми и культурными учреждениями города.

План расселения по территории города исходит из задачи систематического увеличения жилой площади на каждого жителя Москвы по мере хода жилстроительства и создания благоприятных жилищных условий.

3. План предусматривает в перспективе постепенное расширение территории города с 28,5 тыс. га в 1934 г. до 60 тыс. га за счет присоединения следующих районов: новый юго-западный район за Ленинскими горами от Ленино (бывш. Царицыно) до Кунцево площадью около 16 тыс. га, Измайловская группа — около 2 445 га, Перово-кусковская группа — около 2,4 тыс. га, Текстильщики — около 2,7 тыс. га, Люблино — 1 635 га, Новинки—Ногатино — 815 га, Тушино—Захарково—Ховрино— Лихоборы — около 3,1 тыс. га, Терехово—Мневники—Хорошево—Щукино — 1 700 га и других участков, уже в настоящее время или в ближайшем будущем осваиваемых городом. Всего в перспективе должно быть присоединено к г. Москве 31,5 тыс. га.

Вся эта территория резервируется за г. Москвой с установлением таких же правил отвода участков для застройки, как и в г. Москве, с определением плана застройки по линии намечаемых магистралей и с подчинением Моссовету в административном порядке населенных пунктов на данной территории. Постепенно, из года в год, по мере освоения этой территории застройкой, сооружениями, канализацией, водопроводом и т. д., эта территория должна включаться в черту города.

4. В основу планировки территории г. Москвы кладется следующее. Во-первых, коренная перепланировка, реконструкция и упорядочение исторически сложившейся радиально-кольцевой системы существующих магистралей путем расширения и выпрямления улиц, с установлением на существующих магистралях ширины улиц не менее 30—40 м.

Во-вторых, реконструкция набережных Москва-реки, которые вместе с Ленинскими горами становятся новым центром г. Москвы, с застройкой их архитектурно оформленными сооружениями.

В-третьих, планомерная застройка новой юго-западной территории за Ленинскими горами — самой высокой и живописной части московской территории, на которой может быть расселено до 1,5 млн. человек. В-четвертых, реконструкция центра и площадей города. Проводится новый проспект, идущий прямой широкой улицей от площади Дзержинского к Дворцу советов и далее в Лужники и эстакадой через Москва-реку на Ленинские горы, в новый юго-западный район.

5. Набережные Москва-реки, обводняемой в результате строительства канала Волга—Москва, отводятся целиком под новое жилищное и общественное строительство. Ее берега облицовываются гранитом, устраиваются сходы, пассажирские пристани, строятся новые и реконструируются старые мосты, которые включаются в архитектурный ансамбль набережных. Набережные реки Яузы, представляющей собой в настоящее время запущенную сточную канаву, превращающуюся в чистую реку, застраиваются подобным же образом.

6. Расширяются, спрямляются и озеленяются следующие радиальные магистрали, превращаемые в пересекающие город три диаметра: 1) Измайлово—Стромынка—Сокольники— Русаковская—Комсомольская площадь—Новокировская—новый проспект—Лужники—юго-западный район; 2) Ленинградское шоссе—улица Горького—центральное полукольцо—Солянка—новая магистраль завода им. Сталина—южный порт; 3) Останкинский парк—площадь Коммуны— Рождественка—Китай-город—Большая и Малая Ордынки—Серпуховское шоссе.

Заканчивается реконструкцией Камер-Коллежское кольцо и проводится новое парковое кольцо, соединяющее основные парковые массивы.

Кроме реконструкции радиальных и кольцевых магистралей, прокладывается четыре новых поперечных прямых магистрали, связывающие отдельные районы и разгружающие центр от транзитных потоков: 1) Комсомольская площадь—площадь МББ вокзала; 2) Комсомольская площадь— Абельмановская застава; 3) площадь МББ вокзала—площадь Киевского вокзала; 4) Шелепиха—Замоскворечье—Пролетарский район.

7. Основной рост города намечается в направлении на юго-запад, где вдоль Москва-реки за Ленинскими горами, от Кунцево до Ленино (бывш. Царицыно), намечено расселить до 1,5 млн. человек. Этот район будет органически и неразрывно связан с нынешней территорией Москвы — новым проспектом, Можайским, Калужским, Серпуховским шоссе и проездом Бережковской набережной.

8. В соответствии с задачей всестороннего обслуживания культурно-бытовых потребностей пятимиллионного населения социалистической столицы, наряду с жилищным строительством, уделяется особое внимание строительству разветвленной сети культурно-бытовых учреждений.

9. В архитектурном оформлении города — общественных и жилых зданий, площадей, набережных, улиц, парков — должны быть использованы лучшие образцы классической и новой архитектуры, а также все достижения современной архитектурно-строительной техники. При этом особо выделяется строительство монументальных зданий, определяющих облик города как столицы пролетарской революции и поэтому требующих особенно высокого уровня художественной культуры в отношении их архитектурного оформления и размещения в общегородском ансамбле. Сюда относятся: Дворец советов, Дом промышленности, здания районных советов, театр Красной армии, театр им. Мейерхольда, театр им. МОСПС, Ленинская библиотека, Академия наук, Институт Маркса—Энгельса—Ленина, Всесоюзный институт экспериментальной медицины, Архитектурная академия, Дом книги, Дом ТАСС, школы, вокзалы, гостиницы, районные универмаги, Измайловский стадион и др.

План предусматривает сооружение на площадях, скверах, на набережных и в парках памятников выдающимся революционерам всех веков и народов, гигантам науки, техники, искусства, борцам за освобождение человечества от угнетения как общественным строем, так и стихиями природы.

10. Одним из важнейших элементов территориальной планировки Москвы является озеленение города.

В связи с громадным значением зеленых насаждений для санитарно-гигиенических условий жизни и отдыха трудящихся и архитектурного оформления города перспективный план намечает значительный рост зеленых площадей в Москве.

В городской черте образуются из существующих зеленых массивов, путем их расширения, реконструкции и обводнения, следующие общегородские парки:

1. Измайловский парк им. Сталина — 1 956 га,
2. Центральный парк им. Горького, с включением Ленинских гор, расширяемых на новую юго-западную территорию и долину реки Сетунь, и Лужники — около 3 200 га,
3. Сокольнический парк — 952 га,
4. Краснопресненский парк — 81 га,
5. Фили-Кунцевский парк — 1 198 га,
6. Химкинский парк — 133 га,
7. Тимирязевский парк — 143 га существующего парка и 246 га нового,
8. Лихоборский — 510 га,
9. Останкинский — 373 га и примыкающий к нему новый зоопарк — 253 га,
10. Кусковский — 578 га,
11. Кузьминский — 676 га, Ленино-Коломенское — 1 740 га.

Кроме того ряд крупных парков намечено разбить на новой юго-западной территории города, с включением озелененных оврагов, водоемов и т. п. (Зюзино, Теплый Стан и др.).

Для осуществления озеленения города намечено организовать вокруг города широкую сеть питомников и оранжерей.

11. Совершенно изменит весь облик Москвы осуществление намеченного в перспективе грандиозного плана обводнения города.

Заканчиваемое в ближайшие годы строительство канала Волга—Москва, одновременно разрешающего вопросы водоснабжения, обводнения и судоходства, позволяет наметить сооружение ряда каналов и водохранилищ, образующих вокруг Москвы два больших водных кольца, спрямляющих извилины Москва-реки, позволяющих реконструировать реку Яузу и открывающих возможность использовать значительные водные поверхности для судоходства, спорта и отдыха трудящихся.

Предусмотрено сооружение:

1. Химкинского водохранилища в северо-западной части города вдоль Ленинградского шоссе от села Химки до села Никольское;
2. Хорошевского канала, спрямляющего Москва-реку у Хорошевского Серебряного Бора;
3. Андреевского и Дорогомиловского каналов, спрямляющих Москва-реку у Дорогомиловской луки и в Замоскворечьи;
5. Карамышевского спрямления;
6. канала от Химкинского водохранилища до реки Яузы, проходящего по северным районам города (через Тимирязево—Останкино). Одновременно предусмотрено реконструировать реку Яузу, проходящую по территории города на протяжении 10 км и представляющую в настоящее время открытую сточную канаву глубиной в 10—40 см, где количество сточной жидкости в 6 раз превышает количество проточной воды. В результате обводнения из Химкинского водохранилища и прекращения спуска сточных вод река Яуза превратится в чистую реку, проходящую через цепь парков и доступную для мелких речных катеров.

На восточном берегу Химкинского водохранилища намечено устроить северный порт, а в районе Кожухова — южный порт.

Система канала Волга—Москва будет также широко использована для создания обширных водных бассейнов в районах пригородных парков и превращения их в районы отдыха для трудящихся Москвы.

12. Наряду с жилищным и культурно-бытовым строительством важнейшей задачей перестройки Москвы является реконструкция городского транспорта.

Наряду с метрополитеном дальнейшее развитие должен получить трамвай, являющийся важнейшим видом городского транспорта. На ближайшее десятилетие трамвайную сеть Москвы намечается увеличить с имеющихся 440 км еще на 400 км, а парк трамвайных вагонов в ближайшие три года — до 2 650 вагонов при одновременной технической реконструкции вагонов и путей. С развитием линии метро, автобусного и троллейбусного движения трамвайные линии переносятся с перегруженных центральных магистралей на периферию города.

В ближайшее трехлетие намечается довести парк троллейбусов с 50 до 1 тыс. машин, автобусов — с 422 до 1 500 машин и такси до 2 500 машин.

Громадное развитие должны получить в Москве в перспективе легковой автотранспорт и соответствующее этому росту гаражестроение.

13. В связи с развитием автотранспорта и задачами дальнейшего оздоровления города в схеме планировки намечена большая программа замощения города, предусматривающая на ближайшие 10 лет полное покрытие асфальтом всех улиц и площадей города.

14. Большое значение в планировке Москвы имеет реконструкция Московского железнодорожного узла. Современный железнодорожный узел Москвы имеет ряд крупнейших недостатков. Сложность и запутанность узла с его соединительными ветками, девятью тупиковыми вокзалами, сортировочными и техническими станциями, расположенными в черте города, привели к исключительной загруженности территории города железнодорожными путями.

В связи с этим необходима реконструкция узла, осуществление которой, обеспечило бы:

а) сокращение площадей города, занятых теперь железнодорожными путями, сортировочными и техническими станциями, прирельсовыми складами и т. п.;
б) разгрузку узла от транзитных потоков;
в) полную электрификацию всего движения в узле, в первую очередь пригородного;
г) сокращение количества и роли тупиковых вокзалов путем соединения сходящихся к Москве линий железных дорог тоннелями. Ближайшим мероприятием в этом направлении должно быть перенесение в тоннель Октябрьско-курского диаметра.

15. Для превращения Москвы в образцовый город необходимо вместе с развертыванием жилищного строительства и реконструкцией городского транспорта полностью обеспечить потребности населения в области освещения, водоснабжения, канализации, отопления и т. д.

Важнейшей задачей всего дела реконструкции городского хозяйства Москвы являются всемерное развитие электроснабжения, теплофикация и газификация города на основе использования местных топлив.

16. В области водоснабжения Москвы перспективный план намечает завершить реконструкцию московского водопровода, с тем чтобы к 1945 г. повысить общую подачу воды в город до 180 млн. ведер воды в сутки, т. е. увеличить почти в 4 раза.

17. В соответствии с ростом водоснабжения города коренной реконструкции подлежит московская канализация, отставание которой должно быть ликвидировано в ближайшие годы, особенно в связи с предстоящим приемом волжской воды. Мощность очистки за десятилетие должна увеличиться до 100 млн. ведер в сутки.

Наряду с канализацией должна быть по существу заново создана система водостоков.

18. В целях упорядочения подземного хозяйства города намечается строительство подземных коллекторов для укладки в них различных подземных устройств (электрической, телефонной и телеграфной кабельной сети, водопроводных и газовых труб и т. п.).

Бульварное кольцо

От Кропоткинской набережной до площади Кропоткинских Ворот кольцо проектируется по новой трассе, через малую площадь Дворца советов.

Гоголевский бульвар, имея капитальную застройку по внешней стороне, дает возможность расширить кольцо на всем протяжении до Арбатской площади лишь за счет внутренней стороны с 62—64 до 70 м.

На Никитском бульваре, помимо транспортных вопросов, особое внимание уделяется архитектурному облику. Бульвар сохраняет зеленые насаждения и существующую ширину в 60 м.

Выходы на Арбатскую площадь и площадь Никитских Ворот решаются повышенными объемами зданий и другими архитектурными приемами. Здания, закрывающие выход бульвара на Арбатскую площадь и Никитские Ворота, сносятся.

Тверской бульвар от площади Никитских Ворот, с расположенным на нем памятником Тимирязеву, сохраняется в существующем габарите. Лишь при подходе к Пушкинской площади бульвар несколько расширяется за счет участков по внешнему проезду.

Страстной бульвар начинается от площади, увеличивается за счет сноса бывш. Страстного монастыря и квартала между Большим и Малым Путинковскими переулками. Одновременно достигается расширение и Пушкинской площади.

Площадь Петровских Ворот расширяется и оформляется общественными зданиями.

Петровский бульвар до Трубной площади, шириной в 40—50 м, расширяется до 70 м за счет внутренней стороны.

Трубная площадь реконструируется и оформляется.

Рождественский бульвар от Трубной площади до площади Сретенских Ворот, шириной в 42—64 м, расширяется до 70 м за счет участков по внутреннему проезду.

Сретенский бульвар от Сретенских Ворот до Тургеневской площади сохраняется в существующих габаритах 65—80 м, при подходе же к Новокировской улице выпрямляется за счет участков по внешней стороне. Сретенский бульвар, имея между внешним и внутренним проездами большую разницу по вертикали, будет оформлен подпорной стенкой со скульптурой и парадной лестницей со стороны Тургеневской площади.

Тургеневская площадь реконструируется. Сносятся здания, выходящие на площадь Кирова и замыкающие Сретенский бульвар. Площадь расширяется до Уланского переулка. Квартал между Тургеневской площадью и Фроловским переулком застраивается крупным общественным зданием.

Чистопрудный бульвар от площади Кировских Ворот выпрямляется на отдельных участках.

Имеющийся на бульваре пруд получает художественное оформление.

Площадь Покровских Ворот расширяется и оформляется. Здания, загораживающие выходы с Чистопрудного бульвара и Хохловской площади, сносятся. Хохловская площадь включается в расширяемую площадь Покровских Ворот.

Далее Покровский бульвар, шириной в 26—31 м, расширяется до 70 м за счет включения плаца перед казармами им. Дзержинского, чем ликвидируются неудобства движения.

Продолжение Покровского бульвара и весь Яузский бульвар расширяются до 65 м за счет внешней и внутренней сторон.

Изгиб бульвара у Яузских Ворот выпрямляется по направлению на Устьинский мост. Отрезок Бульварного кольца между Яузскими Воротами и Устьинским мостом превращается в большую площадь, соединяющую Солянку с Ульяновской и Интернациональной улицами и набережными Москва-реки и Яузы.

От Устьинского моста Бульварное кольцо продолжается в Замоскворечье и выходит на Комиссариатский мост через водоотводный канал.

Весь отрезок магистрали от водоотводного канала до Новокузнецкой прокладывается путем сноса ветхих одноэтажных строений и одного небольшого четырехэтажного дома.

Продолжение кольца от Новокузнецкой запроектировано шириной в 70 м до Большой Ордынки, где на пересечении с вновь запроектированной парной магистралью Большой и Малой Ордынок создается новая площадь.

От Большой Ордынки новая трасса кольца шириной в 70 м прокладывается до Большой Полянки по кварталам Большого Толмачевского переулка.

В этой части кольца перед зданием Третьяковской галереи образуется озелененная площадка. С противоположной стороны также намечается небольшой отступ от линии улицы около здания Главзолота.

На пересечении кольца с Большой Полянкой и Большой Якиманкой создается новая площадь. От нее кольцо прямым направлением по новым мостам через водоотводный канал и Москва-реку выходит на Малую площадь Дворца советов и к Гоголевскому бульвару.
lucky
 
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 18 дек 2009, 21:17

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение Kostochka » 11 июн 2011, 12:54

Замечательный план. Жалко, что не успели.
Аватара пользователя
Kostochka
 
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 19 май 2011, 22:15

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение mOnter » 03 дек 2011, 11:30

2434 2433 2432 2431

2428 1937 1940 0619351
План Новых магистралей Москвы дополняется несколькими вариантами схем планировки города и планами, представленными в галерее сайта.
Аватара пользователя
mOnter
 
Сообщения: 157
Зарегистрирован: 16 ноя 2010, 13:56

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение cocomera » 24 янв 2012, 17:26

Граждане, а кто мне поможет определить, какая карта взята за основу? На какую карту наносились эти жирные красные линии новых магистралей?
cocomera
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 14 фев 2011, 23:12

Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение lucky » 24 янв 2012, 23:03

cocomera писал(а):Граждане, а кто мне поможет определить, какая карта взята за основу? На какую карту наносились эти жирные красные линии новых магистралей?

В плане новых магистралей использовалась топологическая основа, которую можно увидеть вот на этой карте 1936 года:
http://retromap.ru/mapster.php#panes=2& ... =37.557792

Обе карты были напечатаны в 1936 году на одной и той же фабрике: 2-ая картогр. ф-ка ВКГ ГУГСК НКВД СССР
lucky
 
Сообщения: 148
Зарегистрирован: 18 дек 2009, 21:17

Re: Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение Sergei » 24 апр 2015, 11:34

План хорошо дополняется фильмом 1938 года "Новая Москва"

Аватара пользователя
Sergei
 
Сообщения: 266
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 21:20

Re: Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение Sergei » 24 апр 2015, 17:34

Вот отдельно кусок из упомянутого фильма про реконструкцию Москвы:

Аватара пользователя
Sergei
 
Сообщения: 266
Зарегистрирован: 05 дек 2009, 21:20

Re: Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение admin » 05 май 2020, 13:40

Вариация на тему пробивки новых магистралей в Москве
Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Сообщения: 3503
Зарегистрирован: 04 дек 2009, 18:27

Re: Новые магистрали Москвы%New highways of Moscow 1935 года

Сообщение admin » 21 окт 2022, 11:29

На тему Плана реконструкции Москвы есть еще вот такие карты:


Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Сообщения: 3503
Зарегистрирован: 04 дек 2009, 18:27