План Всемирной выставки в Вене 1873 года

Сообщение mikhail » 04 сен 2013, 19:56

Аватара пользователя
mikhail
 
Сообщения: 623
Зарегистрирован: 18 янв 2010, 22:17

План Всемирной выставки в Вене 1873 года

Сообщение olenka » 05 сен 2013, 15:03

Добавлю немного про саму Всемирную выставку 1873 года и про русскую экспозицию на венской выставке:

Всемирная выставка 1873 года (Weltausstellung 1873) проводилась в столице Австро-Венгрии, Вене. Это была первая всемирная выставка за пределами Англии и Франции.

С точки зрения габсбургской монархии, выставка должна была придать новый импульс модернизации страны и восстановить её уверенность в себе после после поражений в войнах с Пруссией и Италией.

Организаторами Венской выставки выступили крупные банкиры и индустриалисты, в том числе Ротшильды и Круппы. Акцент был сделан не столько на просвещении публики (как официально декларировалось), сколько на заключении прибыльных сделок. Экспозиция привлекла в Вену толпы предпринимателей со всего мира, что вызвало «ценовую революцию» в венских кафе, ресторанах и гостиницах.

Центральный павильон Всемирной выставки - Ротонда


Для размещения экспозиции был выделен парк Пратер, на котором высился центральный павильон — Ротонда, просуществовшая до 1937 года, несмотря на постоянные протечки крыши. В течение выставки её участникам было вручено 25572 медали. Параллельно с выставкой проводился конгресс по патентному праву. Кроме того, в австрийскую столицу съехались дипломаты, которым было поручено оформить союз трёх императоров.

Отличительной чертой выставки было внимание к национальным культурам стран-участниц. На лугу была оборудована «международная деревня» с крестьянскими жилищами разных народов. В этой выставке впервые принимали участие экзотические для европейцев страны Африки, а также Япония. Огромный ажиотаж среди репортёров вызвало появление в Вене персидского Насреддин-шаха, которого разместили в Лаксенбургском дворце.

Российский раздел, построенный по проекту архитектора И. Монигетти, занимал общую площадь в 8445 кв. м (включая различные постройки и отдельные павильоны), что больше, чем в Лондоне и Париже. Из них 3322 кв. м находились в галерее Дворца промышленности. Сюда же примыкал дворик размером 2570 кв. м, где располагался русский военный павильон площадью 140 кв, м. В центральной части Дворца промышленности — Ротонде под наиболее представительные российские экспонаты было отведено 203 кв. м. Здесь на специальном постаменте демонстрировались золотые и серебряные изделия Сазиковых, малахит Шпергазе, продукция Императорских гранильного, фарфорового и стекольного заводов, резиновая мануфактура. В отдельных помещениях демонстрировались сельскохозяйственные продукты и земледельческие машины. Под демонстрацию произведений изящных искусств на выставке было выделено три помещения. В главном из них, где доминировали произведения австрийских художников и исторические полотна польского художника Я. Матейки, находилась известная картина Г.Семирадского "Грешница". Остальные произведения русских художников размещались в южном павильоне на площади 380 кв. м, а произведения прикладного искусства из музея Строгановского училища экспонировались в северном павильоне. Среди художественных произведений были представлены работы (написанные за последние 10 лет): Н. Ге "Петр и Алексей", В. Перова "Охотники на привале" и "Рыболов", И. Репина "Бурлаки", А. Саврасова "Грачи прилетели". Кроме этого, пресса отмечала "Большой разрез Храма Христа Спасителя" архитектора К. Тона, мозаики Исаакиевского собора, чертежи и фотографии дома Пороховщикова работы архитектора Н. Гуна, макет памятника "1000-летия России" скульптора М. Микешина, а также скульптуру М. Антокольского "Иван Грозный".

В парке выставки была выстроена по проекту архитектора Г. Винтергальтера большая изба, копия тех, в которых живут крестьяне Костромской губернии. Изба была представлена коммерции советником миллионером С, Ф. Громовым, которому она обошлась в 30 тыс. руб. Кроме того, был построен так называемый императорский павильон (автор и архитектор И. А. Монигетти) в стиле боярских хором. Специально для визита на выставку Александра П на петербургской фабрике Штанге была изготовлена в древнерусском стиле по рисункам профессора И. Монигетга мебель на 24 персоны. Она была размещена в трех комнатах этого павильона, состоявшего из приемной, обставленной стульями с высокими резными спинками и диваном из дуба, обитыми красным бархатом; столовой со стульями, обитыми кожей, и шкафом со старинной серебряной посудой; спальни, в которой находились кровать под балдахином, умывальник, туалетный столик, прекрасная изразцовая печь, сделанная на заводе Л. П. Бонафеде, а также образ Богоматери, писанный со старинной иконы профессором Н. Гуном, в беломраморном киоте работы известного в то время скульптора Мадерни. Павильон стоимостью 40 тыс. руб. был подарен бумажным фабрикантом А. И. Варгуниным. В.В.Стасов писал об императорском павильоне, который получил медаль выставки: "Роскошные покои устроены и меблированы с необыкновенным изяществом и вкусом, начиная от императорской великолепной кровати и до изразцовой цветной печи, материй и элегантнейшей посуды"

Российский император с наследником посетил выставку 25 мая, осмотрев коллекцию произведений народов Севера, собранную в Сибири и районе Архангельска известным путешественником М. К. Сидоровым (упряжка оленей с манекенами, одетыми в национальную одежду, предметы быта, национальных украшений, чучела животных и др.). Эти экспонаты демонстрировались в специальном помещении. При осмотре российской экспозиции император отметил золотые и серебряные работы Овчинникова и ювелирные изделия Чигилева, изящество форм и орнамента экспонатов, выставленных предприятиями Адлера, Постникова, Хлебникова, Семенова, Высочайшее одобрение получили бронзовые изделия Ф. Шопена, и в частности фрагмент царских ворот из Храма Христа Спасителя, ножи горбатовских производителей, парча Сапожниковых, выдающиеся по красоте и роскоши рисунка травчатые ткани работы Мозжухина, графитовые и нефритовые изделия иркутских заводов И. Алибера.

Высокую оценку обозревателей получил раздел, подготовленный Московским высшим техническим училищем. Отмечалось, что он "убран с большим вкусом, а для объяснения выставленных коллекций была составлена подробная брошюра, которая раздавалась каждому интересующемуся техникой". Особое внимание привлекла оригинальная разработка академика Чебышева — вертикальная машина с параллелограммом и регулятором. Эта машина преобразовывала круговое движение в прямолинейное, а отсутствие в ней шатуна общественно уменьшало ее высоту.

Наиболее сильна Россия в это время была в производстве пряжи и тканей различных видов, что нашло яркое подтверждение на выставке, где более 250 российских производителей демонстрировали шерстяные ткани (солдатское сукно и гладкие шерстяные материи из Москвы), полотна Грибанова из Вологды, хлопчатобумажные ткани московских и владимирских фабрик, шелковые ткани и готовую одежду. "Все это прочно, красиво, доступно по цене. Хорошее мнение, составившееся на Парижской выставке, укрепляется в Вене", — писал обозреватель "Московских ведомостей". В отличие от предыдущей выставки витрины и шкафы для демонстрации экспонатов, сделанные из дуба и ореха, были достаточно просты по сравнению с раззолоченными и резными витринами других стран.

Традиционным успехом пользовались российские ювелирные изделия, многие из которых были проданы. Среди именитых покупателей были посетившие выставку королева Греции Ольга Константиновна (приобрела серебряный сервиз мастерской Овчинникова) и король Италии Виктор-Эммануил (приобрел колье и диадему работы И. Д Чичелева). Описывая этот раздел и говоря о конкуренции между ювелирами, журнал "Всемирная иллюстрация" не без иронии отмечал: "Сазиков хоть и занимал престижное место в Ротонде, получил всего одну медаль, а Хлебников (придворный фабрикант серебряных изделий), находясь в уголке русского павильона, — две".

В основной части российской экспозиции были представлены также туркестанский и кавказский отделы, с характерными для этих регионов экспонатами (ковры, предметы быта, оружие).

В военном павильоне демонстрировалось холодное и огнестрельное оружие последних, принятых в России систем. Здесь выделялась 9-дюймовая стальная нарезная пушка береговой артиллерии Пермского сталечугуно-литейного пушечного завода, которая казалась игрушкой перед 12-дюймовым орудием Обуховского сталелитейного завода весом 2383 пуда, сделанная из тигельной, литой и прокованной стали (почетные дипломы). Пушка соперничала с такой же пушкой завода Крупна. Однако впечатление от последней было лучше, поскольку она стояла на лафете, а российская — на обитом красным сукном постаменте. Обозреватель Российского раздела отмечал: "Мы уже прочно усвоили не только производство брони и рельсов, но и стали. Экспозиция доказывает, что производство этой отрасли близко идет за нашими западными соперниками и к отличной доброкачественности нашего железа неустанно присоединяются технические усовершенствования".

Химическая экспозиция позволяла сделать вывод, что в России заметно распространяется производство мыла, косметических изделий, лаков и красок, хотя только 3 экспонента здесь были отмечены медалями. Среди последних традиционный экспонент всемирных выставок К Ушков из Елабуги "за преуспеяние" в производстве хромпика, синего купороса и квасцов. Внимание иностранных ученых вызвал представленный А. М. Бутлеровым триметилкарболин — впервые полученный третичный спирт.

Внимание посетителей вызвали уникальные деревянные часы братьев Бронниковых из Вятки. Впервые в России эти карманные часы были представлены на выставке, организованной в Вятке в 1837 г, А И. Герциным. Их создатель — С. И. Бронников — работал над ними 6 лет, используя шило, нож и напильник. Часы были размером 3 см, причем самая крупная деталь — не больше ногтя, а самая маленькая шестеренка — с булавочную головку. Корпус часов и футляр были сделаны из капа, механизм и цепочка — из пальмы, стрелки — из жимолости, пружина — из зеленого бамбука, цифры— из перламутра. Еще раз эти часы были показаны на Всемирной выставке 1992 г. в Севилье (хранятся в Московском Политехническом музее). В целом на выставке было представлено 1680 российских экспонентов (для сравнения: Австрия — 12 тыс., Германия — 2448). Среди награжденных медалями и дипломами выставки был, в частности, Никитский сад, получивший высшую награду — почетный диплом — за мускатные вина урожая 1866 г. и за то влияние на развитие крымского виноделия вообще, которое оказало находящееся в нем Магарачское училище виноделия. Медаль за преуспеяние получил князь Воронцов за развитие в России новой отрасли промышленности, создаваемой на Южном берегу Крыма, — производство оливкового масла. Наградами также были отмечены г-жа Фальц-Фейн из Херсонской губернии за образцы мытой шерсти, меха рижского предпринимателя Гринвхтьда, мебель Петербургской мастерской г-на Штанге (люстры и канделябры).

В разделе педагогики высшую награду — почетный отзыв — получила "Наглядная азбука" Ф. Ф. Павленкова и А. А. Блинова, демонстрировавшая, по заключению Венской конференции учителей, "совершенно новый, неизвестный в Европе и Америке способ обучения чтению и письму".

Давая общую характеристику российской экспозиции, обозреватель журнала "Всемирная иллюстрация" Е. Бояринов отмечал, что "Русский отдел следует признать за один из выдающихся на выставке за полноту его коллекций, правильность их систематизации и довольно большое число конкурирующих экспонентов". Одну из причин организации относительного удачного Российского отдела многие обозреватели видели в том, что за год до Всемирной выставки с большим успехом в Москве прошла первая Всероссийская политехническая выставка, часть экспонатов которой была показана в Вене. В то же время сравнение этих экспозиций делалось не в пользу последней, Нельзя не отметить и плохое качество показа выставленных экспонатов, что вызвало очередную гневную филиппику В. В. Стасова: "Войдите, например, в Русский отдел на венской выставке — знаете ли, какое чувство овладевает тотчас же всяким, даже человеком, который самым доброжелательным, самым дружеским образом был бы настроен в пользу промышленной деятельности. Чувство самой тоскливой, самой непобедимой досады. Быть может, тут, между сырыми и обработанными продуктами (особливо между первыми), и много есть предметов действительно чудесных, примечательных, но в какой беспорядочной, несчастной, тощей куче они все свалены — это превосходит всякое понятие! Настоящий какой-то угол Толкучего рынка перед вами, и больше ничего".

Несмотря на все природные катаклизмы и потрясения, сопровождавшие Венскую выставку, и связанные с этим убытки, она явилась кульминационным пунктом в культурной жизни Австро-Венгерской монархии (перед предстоящим падением в начале следующего века) и во многом способствовала обновлению Вены: Дунайский канал вместе с впечатляющей реконструкцией старой части города (Ринг) представляли вершину успеха муниципальной строительной программы. Одной из особенностей выставки явилось и то, что, впервые всемирные выставки стали рассматриваться как место проведения международных форумов ученых (в Вене было проведено 12 конгрессов и конференций).
olenka
 
Сообщения: 246
Зарегистрирован: 24 авг 2010, 12:32