Oppel » 31 окт 2012, 16:50
Следует добавить, что начальником съемки этого плана Москвы был инженер-геодезист Н. Белоусов, почему этот план иногда называют Белоусовским. Вот что пишит об этом плане П.В. Сытин в 3-м томе своей книги "История планировки и застройки Москвы" (здесь есть и сравнение данного плана с Хотевским):
Мы уже указывали, что с планом Хотева очень схож другой план, составленный в 1849—1852 гг.15, с «Указателем» к нему в виде особой книги. И план и «Указатель» изданы в 1868 г. Происхождение этого плана таково.
В 1845 г. был учрежден в Москве Комитет о городском хозяйстве столицы. Задачей комитета было «приведение в известность всех городских недвижимых имуществ». По распоряжению этого комитета командированными от министерства внутренних дел гражданскими топографами в 1849— 1852 гг. была произведена подробная съемка плана г. Москвы внутри Камер-Коллежского вала в масштабе 25 сажен в дюйме. Первоначально целью этой съемки было определение пространства под всеми улицами, площадями, переулками и проездами. Потом, вследствие предписания министерства внутренних дел, произведено также измерение всех дворовых участков — для выяснения городских земель, неправильно состоящих в пользовании частных лиц. Сверка измеренных участков с документами владельцев производилась особыми чиновниками, состоявшими при комитете. Затем с той же целью, по постановлению комитета от 24 августа 1851 г., теми же топографами была произведена съемка на план земель за Камер-Коллежским валом, назначенных в прежнее межевание 1756—1758 гг. под выгон, в масштабе 100 сажен в дюйме.
Начальником съемки плана Москвы 1849—1852 гг. был инженер-геодезист Н. Белоусов, почему этот план иногда называют Белоусовским. Издан план на 169 листах, выполненных литографским способом в петербургской литографии Емчаниновой. Тираж его составил 400 экземпляров.
По частям города листы плана распределяются так: Городская часть — 3 листа, Тверская — 6, Мясницкая — 6, Пятницкая — 5, Якиманская— 7, Пречистенская— 5, Арбатская —6, Сретенская— 8, Яузская—7, Басманная—12, Рогожская — 12, Серпуховская — 19, Хамов ническая—15, Пресненская — 9, Сущевская —8, Мещанская — 11, Лефортовская— 15. Кроме того, выгонных земель за Камер-Коллежским валом—14 листов и 1 лист уменьшенного плана всей Москвы.
Кроме большего масштаба (25 сажен вместо 40) план 1849-— 1852 гг. отличается от плана Хотева еще и тем, что дает изображение местностей за Камер-Коллежским валом, хотя и в мелком масштабе — 100 сажен в дюйме. Ввиду кажущегося близкого сходства планов Москвы в «Атласе» Хотева 1852—1853 гг. и планов съемки ее геодезистами министерства внутренних дел в те же почти годы часто предпочитают пользоваться «Атласом» Хотева, во-первых, потому, что в нем, при 40-саженном масштабе, в 2 с лишним раза меньше планшетов, чем в работе геодезистов министерства внутренних дел; во вторых, хотевские планшеты портативнее, чем 25-саженные по масштабу планшеты геодезистов; в-третьих, «Атлас» имеется почти во всех больших библиотеках, тогда как из 400 изданных экземпляров работы геодезистов очень трудно отыскать хотя бы один.
Но план геодезистов сделан группой специалистов-инженеров, с применением научных методов и тригонометрической съемки, тогда как об «Атласе» Хотева мы знаем только, что чертил планшеты коллежский секретарь Хотев, чиновник канцелярии обер-полицмейстера Москвы, а на основании какой съемки чертил — не знаем. Прежде мы предполагали, что Хотев до известной степени воспользовался работой геодезистов, однако выборочное сравнение изображения проездов, дворов и строений в них у Хотева и у геодезистов заставляет отбросить эту мысль.
Мы детально сравнили изображение в обеих работах застройки около 1000 дворов в Городской, Тверской и Мясницкой частях. Количество строений в каждом дворе большей частью совпадает, но кон фигурация дворов и строений в них и пропорции последних в длине и. ширине чаще всего различны. Во избежание голословности приведем некоторые отличия в изображении строений и дворов в «Атласе» Хотева, который для краткости условимся обозначать буквой X., и в работе геодезистов, которую будем обозначать буквой Г.
Арсенал у X. имеет посреди, где главные двери, выступ на фасаде, которого у Г. нет. Наоборот, у X. нет вдоль фасада площадок для пушек, которые у Г. имеются. Во внутреннем дворе Арсенала у X. нет 3 маленьких зданий и колодца, которые у Г. изображены.
Здание Сената у X. не имеет маленьких выступов по углам, которые есть у Г. Оружейная палата (старое здание) у X. не имеет также площадок для пушек вдоль его фасада, имеющихся у Г.
Первый от Троицких ворот двор по Дворцовой ул. не имеет у X. выхода к этим воротам, у Г. он есть. Следующий двор по этой улице у X. незастроенный, у Г. — застроенный.
На Патриаршем дворе у X. нет 3 мелких строений между церковью Двенадцати апостолов и старым зданием Оружейной палаты, показанных у Г, В Чудовом монастыре длинный каменный корпус, выходящий торцом на Спасскую ул., у X. отделен пространством от параллельного ему корпуса Вознесенского монастыря, а у Г. вплотную примыкает к нему. В Вознесенском монастыре X. не показывает мелких зданий и садиков, которые изображены у Г.
На подоле Кремля в западной части у X. не показаны 2 больших и 3 малых здания, изображенных у Г. Насаждения в восточной части подола даны у X. в виде клумб между дорожками, у Г. — условными обозначениями. Ворота в кремлевских башнях X. изображает сквозными проемами, тогда как у Г. они изображены застройкой с пометкой лишь «X» (Андреевского креста) на месте ворот.
Китай-город. Между Никольской и Ильинкой от Красной пл. до Ветошного пер. у X. 8 рядов, у Г. — 7.
Современный дом № 8 по ул. 25 Октября (Никольской) у X. раз делен на два отдельных двора, с узким проходом посреди. У Г. — один двор, с фасадным домом и флигелем, с церковью на конце и широким проходом между нею и строением по южной стороне двора. Дом № 10 по той же улице у X. имеет строение по улице, у Г. его еще нет. Часть Новой пл. между Никольской ул. и Малым Черкасским пер. значительно шире у X., чем у Г.
У X. Певческий пер. выходит в Ветошный пер., у Г. он уже застроен со стороны Ветошного. Дом № 3 по Ильинке у X. показан с воротами на эту улицу, у Г. ворот нет. Очертания большинства зданий по улице и пропорции длины к ширине этой улицы у X. иные, чем у Г.
Аллея у кремлевской стены от Никольских до Спасских ворот у X. изображена с двумя рядами деревьев, у Г. — условно.
Между Ильинкой и Варваркой. Биржа у X. изображена двумя зданиями, соединенными посреди переходом, у Г. — квадратом. Пристрой ки к зданию с восточной стороны у X. нет. Во дворах количество зданий у X. и Г. совпадает, но очертания их разные.
Между Варваркой и Мокринским пер. Нижние ряды имеют у X. 2 продольных ряда, у Г. —3. Собор Знаменского монастыря и некоторые другие здания иных очертаний. Живорыбный ряд (северный) у X. не примыкает к стене Китай-города, у Г. — примыкает. Между Мокринским пр. и южной стеной Китай-города. Дворы и строения в них у X. и у Г. разных пропорций и очертаний. Белый город. Тверская часть. Храм Христа Спасителя у X. изображен в виде большого креста в масштабе, с окружающей его квадрат ной площадью, у Г. — только условным крестиком.
Иные очертания и пропорции имеют строения и сад в большом дворе между набережной Москвы-реки, Знаменкой и Лебяжьим пер.
Александровские сады показаны у X. в Тверской части, у Г.— в Городской.
Александровское военное училище выходит во двор к Пречистенскому бульв. у X. одним зданием, у Г.— двумя зданиями рядом, причем южное здание ни фасадом, ни очертаниями не похоже на северное. Северный двор дома № 12 по Никитскому бульв. у X. дан в виде квадрата, у Г.— в виде прямоугольника, равного двум квадратам. В доме № 14 по тому же бульвару у X. нет ворот в Калашный пер., у Г. — есть.
Дом № 2 по Тверскому бульв. у X. с двумя выступами во двор, у Г.— без выступов. В доме № 4 у X. — 3 здания, у Г.— 2. Дом № б у X. с садом, у Г. — без сада. Северное здание этого дома выходит к бульвару у X. двумя боковыми флигелями, у Г. — без флигелей.
Возле церкви Малого Вознесенья на Большой Никитской (что на углу теперешней ул. Станкевича) у X. только сад на эту улицу, у Г.— и огород за алтарями.
Солодовниковский пассаж на Кузнецком мосту, между Петровкой и Неглинной, у X. изображен в виде двух зданий с переходами, у Г.— в виде одного прямоугольного здания.
Белый город. Мясницкая часть. Между Неглинной ул. и Рождественкой. В двух дворах, выходящих на Трубную пл., у X. одно здание, у Г. — 2 здания; то же и по Рождественке. Южнее их у X. — пустое место, у Г. — большой огород. Нижний Кисельный пер. у X. соответствует Звонарскому у Г.; переулок, названный у X. Звонарским, у Г. назван Подколокольным.
Во дворе Сандуновских бань у X. больше маленьких. строений, чем у Г.; у Г. показаны в больших зданиях деревянные галереи, у X. их нет.
Между Кузнецким мостом и Софийкой двор, выходящий на Неглинную ул., у X. значительно шире по отношению к длине, чем у Г. Двор Суздальского подворья на углу Софийки и Рождественки у X. имеет больше строений, чем у Г.
На Театральном пр. у X. широкий бульвар в два ряда деревьев, от восточного угла современного здания «Метрополя» до Лубянской пл., почти равен по ширине мостовой, у Г. бульвар совсем не показан.
Между Рождественкой и Большой Лубянкой.
На углу Рождественки и Софийки у X. показан дом, у Г. — двор, в виде треугольника, Артиллерийского депо с маленьким, выходящим на Софийку зданием в восточной части. К северу от этого двора у X. нет строения по меже Артиллерийского депо, у Г. — есть. Между Большой Лубянкой и Мясницкой.
Двор по северной стороне Сретенского пер. у -X. при масштабе 1 дюйм = 40 сажен шире, чем у Г. при масштабе 1 дюйм =25 сажен. Совсем иначе застроен у X., чем у Г., двор церкви Людовика на Малой Лубянке. На углу Мясницкой ул. и Сретенского бульв. (на Тургеневской пл.) у X. 4 небольших здания по красной линии бульварного проезда, у Г. — пустырь.
Между Мясницкой ул. и Маросейкой.
На дворе Почтамта у X. на самом углу Мясницкой с Чистопрудным бульв. показано маленькое деревянное здание, которого у Г. нет. У обоих показано по линии бульвара в этом владении по 3 здания, но у X. они каменные, у Г. — деревянные. К западу от них во дворе Почтамта у X. 5 деревянных зданий, у Г. только 2. Церковь Гавриила Архангела (Меншикова башня) у X. имеет отдельный двор, у Г. ее двор соединен с двором Почтамта.
Банковский пер. у X. называется Кривоколенным, у Г. — Малым Банковским. Здания, выходящие с Мясницкой во двор дома № 24, имеют у X. по три выступа, у Г. вовсе не имеют их. У двора, второго от Мясницкой ул., по восточной стороне современного Кривоколенного пер., у X. — каменное здание, у Г. — деревянное. Восточнее Гребневской церкви у X. выходят на Мясницкую 2 здания, каменное и деревянное, у Г. — одно каменное. Дом Человеколюбивого общества на южной стороне Лубянской пл. у Г. имеет поперек двора каменный флигель, у X. флигеля нет. У церкви Георгия в Лубянском пр. у X. показано здание, выходящее торцом в проезд, у Г. его нет.
От стоявшего в глубине двора здания Казенной аптеки на Покровском бульв. у X. — большой пустырь, у Г. — огород.
Здание Архива иностранных дел в Хохловском пер. у X., несмотря на меньший масштаб, больше, чем у Г.
Мы не указали здесь зданий в одних и тех же дворах, показанных у X. и у Г. в разных очертаниях и в различных пропорциях, хотя такие здания встречаются буквально на каждом шагу.
Другие же отличия, отмеченные нами в Городской, Тверской и Мясницкой частях, вполне подтверждают наше мнение, что Хотев не пользовался работой геодезистов при черчении планов для своего «Атласа», а имел другие источники. Трудно сказать, кто из них достовернее наносил на планы застройку дворов и кварталов. Мы отдали бы предпочтение работе геодезистов, пользовавшихся научными методами, если бы не знали, что в их задание входило только измерение территории под зданиями и дворами, а не точное их расположение.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что в работе геодезистов в некоторых случаях отражено время, более раннее, чем у Хотева: пустые пространства, где у Хотева здания; старые строения, где у Хотева более новые, и т. д. Но у Хотева есть также явные неправильности, например в соотношении длины и ширины некоторых известных дворов и строений в них.
Поэтому мы приходим к выводу, что для повседневных целей можно пользоваться как тем, так и другим планом, а для научных целей необходимо пользоваться обоими одновременно, проверяя их несогласия данными архивов.