Здесь размещаются статьи об истории планирования Москвы

История планов развития Москвы

Сообщение Oppel » 21 фев 2011, 16:09

Ранние планы развития Москвы

1294 О ранних планах развития Москвы известно совсем немного. Отечественных планов карт Москвы XV и XVI веков до нас не дошло, все они погибли в пожарах или при других трагических событиях многострадальной истории страны. Наиболее древние планы и изображения Москвы отечественного производства датируются серединой XVII столетия, иностранные карты Москвы, составленные по русским прототипам, сохранились с середины XVI века. Первый упоминаемый в литературных источниках, но недошедший до нас в оригинале план Москвы был изготовлен в 1596—1597 гг. Он был составлен при царе Борисе Годунове и послужил основой для других ранних планов Москвы — «Петрова чертежа», «Сигизмундова плана», а также иных планов Москвы XVII веков.

Значительные перемены в облике города произошли в эпоху Петра I. В 1697-1698 годах Петр I посетил Кенигсберг, Гаагу, Амстердам, Лондон и Вену. В 1717 году он был в Париже и в Версале. Европейские города того времени еще сохраняли средневековый неправильный план, скученность застройки, старые крепостные стены. Они были грязны и не имели зелени. Поэтому европейские монархи начали строить свои резиденции вне старых городов. "Просвещенные" французские короли построили в половине XVI века (1564) близ крепости Лувр дворец Тюильри. Он был расположен на самом краю Парижа, на берегу реки Сены. В середине XVII века дворец Тюильри был соединен широкой аллеей с загородной королевской резиденцией - Версалем. Их расположение и архитектура послужили образцом для многих королевских дворцов.

Те же задачи переустройства столицы и создания нового центра стояли и перед Петром. Однако ансамбли Запада не были для него каноном. Он стремился превзойти их.

"Я слыхал от самого царя, который сказал нам: если проживу три года, буду иметь сад лучше, чем в Версале у французского короля" ("Петербург в 1720 г. Записки поляка очевидца". "Русская старина", июнь, 1879, стр. 265-267).

Создание нового царского дворца на окраине старого города было начато Петром в Москве, в Лефортове. Новая загородная резиденция была построена в Петергофе.

Петр положил начало дворцовому комплексу в Лефортове, купив обширную Головинскую усадьбу, расположенную по соседству с Преображенским дворцом, где он жил, и Немецкой слободой. Головинский дом стоял на бровке берега Яузы и выходил одним фасадом к гладкой, как стол, поверхности Лефортова плаца, а другим (садовым) - к заболоченному берегу Яузы, где был разбит живописный парк, вырыты геометрически правильные пруды и каналы, создано водное оформление парка, столь любимое "первым русским мореплавателем". Дом делил (и в то же время связывал) два различных по планировке и стилю парка. Сходный, но более грандиозный ансамбль создан Петром I в Петергофе.

Близ царского дворца в Лефортове стали строить "казенные" здания. В 1702 году в Немецкой слободе было сооружено здание Сената, в 1707 году - госпиталь. Вокруг царской усадьбы вырастают дома петровских сподвижников. В 1706 году на берегу Яузы, против Головинской усадьбы, адмирал Лефорт возводит огромный дворец.

В это же время делаются попытки упорядочить застройку остальной Москвы. Подавив стрелецкие бунты, Петр I уничтожил в 1698 году стрелецкое войско и стрелецкое землевладение. Это повело к тому, что дворяне и купцы стали захватывать и скупать мелкие стрелецкие и ремесленные наделы. Число дворов, равное 16 358 по переписи 1701 года, стало уменьшаться. Владения начали укрупняться и застраиваться каменными домами.

Указом 1709 года было запрещено деревянное строительство в Кремле и Китай-городе. Указы 1704 и 1712 годов требовали палатное каменное строение ставить "против строений других европейских государств по улицам... по линии... а не середь дворов". (Полный Свод Законов, т. IV, 1700-1712 гг, д. 1963, л. 243, указ 28 янв. 1704 г.; д. 2232, л. 452, указ 12 мая 1709 г.; д.2548, л. 846, указ 25 июня 1712 г.).

При Петре улицы Кремля, Китай-города и Белого города впервые стали замащивать диким камнем (для чего установили повинность по доставке камня в Москву) и пытались следить за их чистотой. В 1687-1692 годах безвестным монахом был закончен Большой Каменный мост через Москву-реку, начатый еще в 1643 году "палатным мастером" И. Кристлером. Много внимания было уделено и московской застройке.

Мичуринский план

091739 В 1731 г. последовал Указ "О делании плана города Москвы", разработка которого растянулась на 8 лет. План был опубликован в 1739 г. При составлении опорного плана Москвы 1739 г. впервые была сделана геодезическая съемка, что позволило показать действительную топографию города. Составил этот первый снятый с натуры геодезический план Москвы Иван Мичурин. До 1775 г. этот план, несмотря на свой малый масштаб, служил для выравнивания по нему улиц при выдаче архитекторами разрешений и планов на постройку и застройку дворов. В плане кривые линии улиц и площадей были заменены прямыми и параллельными линиями, чтобы в дальнейшем ставить дома по ним. Впервые была указана новая границы Москвы — Компанейский вал.

В 1742 г. Компанейский вал был заменен земляным Камер-Коллежским валом. В середине и в конце XVII вв. в Москве работали выдающиеся архитекторы Д.В.Ухтомский, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков: последний в 1800-1804гг. руководил составлением генерального и аксонометрического планов Москвы.


Планы Комиссии по строению Петербурга и Москвы

091768 В 1762 г. была сформирована Комиссия по строению Петербурга и Москвы. В 1763 г. Сенат издал Указ «О сделании всем городам, их строению и улицам, специальных планов по каждой губернии особо». В том же году генерал квартирмейстером П. Ивашевым был составлен план Москвы и ее окрестностей. В 1763 г. в Межевой канцелярии был составлен под руководством инженера генерал-майора Горихвостова новый «Генеральный план г. Москвы». В 1774 г. был учрежден особый департамент для разработки плана и проекта по улучшению строения в городе. Очередной Генеральный план был составлен на основе плана Горихвостова. В 1775 г. Екатерина II утвердила доклад Комиссии департамента по плану города и приложенный к нему «Прожектированный план г. Москвы».

Комиссия для устройства Петербурга и Москвы должна была "сочинить" план Москвы, "которая по древности строения своего поныне в надлежащий порядок не пришла" (Полный Свод Законов., 1762 г., пар.11723, т. XIX,пар. 14196, 14 марта 1774 г.). Непосредственной причиной для переустройства Москвы был страшный пожар, уничтоживший все дома Тверской улицы (от Земляного вала до Охотного ряда) и все дома за Яузой.

091775 В 1775 году Екатерина словами "быть по сему" "конфирмовала" план Москвы. По этому плану "полагается быть городу согласно с древним основанием: Кремлю, Китаю и Белому; дома строить каменные, а к знанию границ и ко украшению города обсадить деревьями... в земляном городе полагаются предместья, дома строить деревянные... Оные предместья ограничит земляной вал".

Этот "план прожектированный городу и предместьям" резко делил Москву на город - в черте Белого города (позже Земляного вала), и на предместья - вне его, в черте Камер-Коллежского вала. Застройка последних регулировалась. Незастроенные земли не регулировались вовсе. Правильную прямоугольную планировку получили лишь земли Тверской-Ямской и Рогожской слобод. За Камер-Коллежским валом, у застав, было устроено восемь кладбищ (после чумы 1771 года).

Центр Москвы по плану 1775 года подвергался решительному переустройству. На месте Кремля предполагалось построить громадный дворец по проекту Баженова. Было намечено, но полностью не осуществлено устройство полукольца площадей вокруг Кремля и Китай-города (воскрешавших былые "полые" места) и кольца бульваров вместо разобранной стены Белого города.

Согласно тому же плану, предполагалось вырыть канал в виде дуги, параллельной течению Москвы-реки, соединенной с нею водными перемычками и законченной большим водным зеркалом речной гавани и "стрелкой" с площадью хлебного рынка. (Гидротехнические мероприятия проекта 1775 года были осуществлены лишь частично. В 1786 году для исправления быков Каменного моста, пострадавшего от наводнения, была вырыта лишь верхняя по течению часть водоотводного канала. Она была проведена по "Старице" Москвы-реки, от Берсеневки до Балчуга, где соединялась с Москвой-рекой).

Составители плана Москвы 1775 года хорошо использовали холмистый московский рельеф и прихотливую сеть рек, речек и прудов. Они умело располагали новые здания на старых улицах и площадях, сочетая их с прекрасными строениями старой Москвы; они сохранили старый центр города - Кремль, но превратили радиальную систему улиц Москвы XVII века в радиально-кольцевую, заменив стену Белого города Бульварным кольцом, раскрыли богатые потенциальные возможности исторически сложившегося плана Москвы, улучшили его, но не внесли радикальных изменений.

091796 На практике от плана 1775 г. происходило много отступлений. В связи с этим главнокомандующий А. А. Прозоровский в 1792 г. образовал Комиссию для составления нового проектного плана Москвы. В 1789 г. вышел второй план, составленный подпоручиком И. Марченковым. Этот план был издан на средства купца Н. Кольчугина. В 1796 г. на средства купца Т. Полежаева были напечатаны план Москвы и книга-указатель.


Планы Комиссии по строению города Москвы

0818131 После пожара и разрушений в Москве 1812г. была создана «Комиссия по строению города Москвы» (работала с 1813 по 1843 гг.), на которую возлагалось восстановление города. План Москвы, составленный этой Комиссией в 1818 г., был положен в основу обстоятельной реконструкции города.

Комиссия была образована указом Александра I от 14 февраля 1813 года. Председателем комиссии был московский главнокомандующий (вначале Ф. В. Ростопчин, затем А. П. Тормасов). Первым директором был князь М. Д. Цицианов. Рабочий орган комиссии, «Чертёжная», разделялась на землемерное (I-е) и архитектурное (II-е) отделения. Руководителем архитектурного отделения был О. И. Бове.

Комиссия получила право на выдачу разрешений на застройку и контроль за строительством и большие материальные ресурсы. Комиссии подчинялись три московских кирпичных завода. Комиссии была выдана правительственная беспроцентная ссуда на сумму пять миллионов рублей.

Комиссия завершила работу в 1843 году. Работа комиссии была эффективной. Москва была в основном восстановлена за пять лет.


Планы второй половины XIX века

081852 В второй половине XIX века продолжали действовать основы градостроительного регулирования и застройки города в духе идей классицизма. В целом в XIX столетии развитие всей России прошло под флагом расширения влияния военного ведомства. Для развития планировки Москвы было существенно, что это был век создания нескольких серий подробных военно-топографических карт страны все более крупного масштаба.

В 1852-1853 годах типография московской городской полиции способом литографии в одну краску издает на 65 листах в виде папки-альбома "Атлас столичного города Москвы, составленный по распоряжению московского обер-полицмейстера, генерал-майора Лужина А. Хотевым. Карты этого атласа и до наших дней поражают своей деталировкой и тщательностью исполнения.


Первые послереволюционные планы

В 1917 г. начался новый этап в развитии Москвы. Новое руководство столицы и страны утверждало и поддерживало идею разработки на научной основе качественно новых перспективных градостроительных схем и планов реконструкции и развития Москвы как столицы (с 1918 г.) первого в мире советского государства. В 1918 г. была создана «Архитектурная мастерская (бюро) по планировке центра и окраин Москвы», именно в ней и были сделаны наиболее полные первые эскизы реконструкции города.


План профессора Сакулина

1540 Впервые комплексный подход к прогнозированию больших городов предложил профессор Б. В. Сакулин, который еще в 1918г. составил план технико-экономической организации Москвы и трех колец расселения, ее окружающих. Разрабатывая «Город будущего», Сакулин составил план районной планировки большой территории, прилегающей к Москве. Москва и первые два кольца составляли Большую Москву, среди колец указывался «зеленый пояс».

Это был один из первых примеров районной планировки, позволившей определить зону экономического влияния Москвы. Такие близлежащие города, как Звенигород, Нарофоминск, Подольск, Бронницы, Люберцы и др., расположенные в зеленом поясе, было намечено соединить между собой кольцевыми электрифицированными дорогами, а с центром столицы — радиальными магистралями. Далее шло первое кольцо окружной железной дороги экономического района, объединяющее 13 городов: Дмитров, Волоколамск, Можайск, Серпухов, Коломну, Каширу, Александров и др. Второе кольцо проходило через города Ржев, Калугу, Тулу, Рязань, Владимир, Ярославль и др. и также объединяло 13 городов. Таким образом, проект Б. Сакулина предусматривал развитие большого экономического района, центром которого была Москва. Это было, по сути дела, первое воплощение в проекте идеи группового расселения.


План профессора Шестакова

1539 Интересный проект создания также Большой Москвы, но в радиусе 120 км от границ города, предложил в 1921—1925 г. профессор С. С. Шестаков. Этот план предполагал увеличение территории Москвы с 70 до 200 тысяч гектаров — это примерно в границах Московской окружной железной дороги. Именно железная дорога должна была стать границей города и служить как для грузового, так и для пассажирского сообщения. Подмосковные города и прочие населенные пункты становились московскими районами.

Город делился на несколько зон. Первая — деловая — в пределах Малого кольца Московской окружной железной дороги. Вторая — от МК МОЖД до современной МКАД (данные примерные, поскольку МКАД тогда просто не было). Это зона развития и зона промышленных предприятий. Следующая зона — садовая — для проживания (пригороды-сады). И последняя, четвертая — лесное кольцо шириной 3-5 километров, чтобы отделить город от природной территории. По замыслу Шестакова, основным домостроением должно было стать частное. И знаменитый посёлок Сокол — отголосок того самого Генплана.


Новая Москва

0619231 В 1923 г. был издан подробный проект — фактически первый советский план реконструкции Москвы, выполненный под руководством И. В. Жолтовского и А. В. Щусева. Первый советский план реконструкции Москвы был крупнейшей для своего времени градостроительной работой, но уже к средине 20-х гг. он не вполне отвечал требованиям времени, не был официально утвержденным документом.

Вслед за этим планом свои авторские идеи о развитии Москвы выдвигали крупные архитекторы и их группы: Г. Красин, Г. Майер, В. Кратюк, группа ВОПРА (Бабуров, Карпов, Кычаков, Васильев, Фридман), Н. Л. Ладовский, Э. Май, С. Горный, Ле Корбюзье и др. Самые экстремальные предложения включали чуть ли не создание абсолютно нового города на месте старого. Победила идеология сохранения планировочных традиций Москвы, складывавшихся веками.


Парабола Ладовского

1537 Н. А. Ладовский считал, что Москва сотни лет была радиально-кольцевым городом-крепостью, который не располагал общественными пространствами и зданиями, необходимыми для столицы. По Ладовскому, при традиционном развитии кольца города будут расти одно за счет другого, что не может не привести к конфликту. Архитектор предложил разомкнуть одно из колец и дать городу возможность динамического развития в заданном направлении (вдоль «оси»).

Москва должна была принять форму параболы или кометы с историческим центром города в качестве ядра; осью должна была служить Тверская улица. Со временем Москва, развиваясь в северо-западном направлении, могла слиться с Ленинградом. Это план известен под названием параболы Ладовского.


Генплан 1935 года

0619351 Неотложные работы первого этапа градостроительных преобразований в Москве проводились на основе постановления июльского 1931 г. Пленума ЦК партии о развитии городского хозяйства в стране. На основе решений этого Пленума развернулась работа по подготовке первого в истории нашей страны комплексного плана реконструкции столицы, который был принят в 1935 г.

Во время Великой Отечественной войны реализации Генплана 1935 года была временно прекращена. Но строительство линий метрополитена велось и в военные годы, к концу 1945 году их протяженность возросла на целых 15 километров. После войны развернулись работы по восстановлению города, после чего продолжилась его плановая реконструкция. Второй этап социалистического преобразования Москвы был посвящен восстановлению городского хозяйства и улучшению условий обслуживания населения. В основном эти задачи были решены за первые послевоенные 5 лет.


План реконструкции Москвы на 1951 — 1960 годы

051964 В 1951 г. был принят десятилетний план реконструкции Москвы на 1951 — 1960 гг. (руководитель — арх. Д. Н. Чечулин).
Данный градостроительный план основывался на идеях Генплана 1935 года, однако включал ряд новых предложений по улучшению планировки и постройки города, главным образом основных магистралей, въездов в Москву, освоению резервных территорий. Было принято решение о постепенном переходе на полносборное домостроение и о создании необходимой для этого производственной базы. На Всесоюзном совещании строителей в 1954 году были намечены пути перехода к возведению зданий и сооружений индустриальными методами по типовым проектам. В Москве были разработаны типовые проекты для массового жилищного и культурно-бытового строительства, создана индустриальная база, расширены строительные организации. В 1954 году была создана мощная строительная организация под названием «Главмосстрой», задачей которой являлось форсирование жилищного и гражданского строительства на индустриальной основе.

В 1960 г. началась работа над составлением Технико-экономических основ (ТЭО) очередного Генерального плана развития Москвы. Было принято решение о расширении границ Москвы до Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). В 1966 г. ТЭО было одобрено Правительством, и началась работа по окончательной доработке и утверждению нового Генерального плана развития Москвы. Десятилетний период развития и реконструкции Москвы 1961—1970 гг., по сути, является первым этапом реализации нового Генерального плана развития столицы.


Генеральный план развития Москвы 1971 года на период до 1985—1990 годов

794 В 1971 г. был принят очередной новый Генеральный план развития Москвы на период до 1985—1990 годов с учетом прогнозов на более отдаленную перспективу — 2000 г. Развитие Москвы намечалось в пределах Московской автомобильной дороги, но были определены и дополнительные территории для будущего расширения территориальных владений столицы в пригородной зоне.

Однако реализация предложений Генерального плана развития Москвы 1971 г. была затруднена спецификой замедленного экономического развития страны в 70-80-е годы. План в значительной степени остался лишь на бумаге.


Генеральный план развития Москвы