О древних планах Москвы в книге Л.А. Гольденберга

Сообщение kartezhnik » 08 ноя 2011, 11:48

2383 В 1990 году издательство "Недра" опубликовало интересную книгу Л.А. Гольденберга и А.В. Постникова "Петровские геодезисты и первый печатный план Москвы". Основная часть книги посвящена Мичуринскому плану Москвы. А начинается книга с краткой истории древних планов города. Вот фрагмент этой главы.


1015751 Как населенный пункт Москва была изображена на географической карте 1507 г., приложенной к "Руководству по географии" Клавдия Птолемея. Дважды посетивший Москву в 1517 и 1526 гг. австрийский посол С. Герберштейн к своей книге "Записки о московитских делах" (1556 г.) приложил довольно фантастический план-рисунок московского Кремля с окрестностями. Первое изображение центра Москвы было очень неточным и условным, хотя некоторые места и объекты вполне узнаваемы, например, слияние рек Москвы и Неглинной, мост в Замоскворечье, крепостная стена с 17 башнями, верно отображена тесная жилая застройка.

До сих пор известно несколько десятков планов (чертежей) Москвы, гравированных и изданных за границей в XVII в. Все они, за редким исключением, являлись аксонометрическими рисунками, или "физиограммами", на которых здания, стены и другие объемные объекты изображались в условной перспективе как бы с высоты птичьего полета. Долгое время составление первых панорамных планов, ориентированных по странам света, приписывалось иностранным дипломатам, путешественникам и военным агентам. Новейшими исследованиями убедительно доказано [6, с. 54; 18, с. 50-51], что почти все планы-рисунки XVII в. основаны на русских первоисточниках, которые давно оказались утерянными.

Создание русских чертежей Москвы на рубеже XVI и XVII вв. было связано с обширной градостроительной деятельностью в столице того времени и крупными картографическими и описными работами, развернувшимися в Русском государстве во второй половине XVI в. У историка В.Н. Татищева находим сведения о распоряжении Ивана IV в 1552 г. не только земли измерить, но и "чертеж государства зделать". Знаменитая обзорная стратегическая карта России — Большой чертеж — предположительно датируется от 70-х годов XVI в. до начала XVII в. Не вызывает сомнений, что и планы российской столицы либо входили в состав Большого чертежа, либо составлялись одновременно с ним. Несомненно и то, что первые русские чертежи вскоре попали за рубеж и стали прототипами всех планов Москвы, изданных в XVII в. в Голландии, Польше, Германии и в других странах.

1015972 101600 Представление об одном из наиболее ранних чертежей Москвы русского происхождения и плане Кремля и Красной площади дает, так называемый, Петров чертеж (около 1597—1599 гг.) и приложенный к нему крупномасштабный план "Кремленаград" (начала XVII в.). Копии чертежа и плана в 1613 г. попали в Амстердам, где были изданы картографом Гесселем Герритсом. Наряду с подробными экспликациями на латинском языке заголовки и обозначения стран света выполнены славянской вязью, а реки и названия ворот Скородома — кириллицей. По-видимому, голландский картограф добросовестно следовал русскому подлиннику.

В России свое название Петров чертеж получил в 1842 г. по местонахождению гравюры в Кунсткамере среди бумаг Кабинета Петра I. Проведенной проверкой (сопоставлением с топографическими планами) установлено, что на чертеже с большой точностью изображены укрепления Москвы (стены, воротные и глухие башни, мосты, рвы), а также очень точно показано расположение соборов, монастырей и церквей. Довольно верно переданы изображения улиц и переулков Кремля, Китай-города, Белого (Царева) города и недостаточно — улицы Скородома [6, с. 57]. Недавно при изучении градостроительной истории столицы осуществлено факсимильное издание многокрасочных чертежей Москвы и "Кремленаграда" [18]. Как ценнейший исторический источник Петров чертеж важен еще и потому, что он оказал определенное влияние на последующие картографические изображения города (рис. 1).

101614 Г. Герритсом в 1613 г. издана карта Европейской России, на которой помещена в левом верхнем углу врезка с планом Москвы. Этот план, так же как и оба листа Петрова чертежа, ориентирован с запада на восток. Картоюдатель не скрывал заимствования, судя по надписям (на латинском языке), оригиналы карты и плана сделаны царевичем Федором (сыном Бориса Годунова) . Известно, что Федор Борисович убит в 1605 г., следовательно, обе картографические работы выполнены не позднее этой даты, скорее всего в 1603—1605 гг. Годунов чертеж Москвы не является повторением Петрова чертежа, отличаясь от последнего краткостью экспликации, некоторой эскизностью, рядом топографических подробностей, измененной соразмерностью частей города.

Самой ранней зарубежной публикацией гравированного изображения Москвы являются два плана, изданные в 1606 г. голландским купцом и географом Исааком Массой. Автор, живший в Москве с 1601 по 1609 г., в своей книге "Краткое известие о Московии — в начале XVII века" пишет, что план Москвы был нарисован одним русским дворянином, имя которого не названо из-за осторожности, и подарен ему. На обоих мелкомасштабных планах показаны все части города, здания изображены рельефно. Не являясь в целом достаточно верными, планы отличаются друг от друга оформлением, ориентировкой, деталями в изображении отдельных исторических событий. На одном из них (ориентированном с юга на север) интересны зарисовки торжественного въезда Марины Мнишек в Москву. На втором плане, ориентированном с севера на юг, показан бой И. Болотникова с В.И. Шуйским, а по другим данным, — маневры ЛжеДмитрия I у Серпуховских и Калужских ворот. Своеобразие планов И. Массы позволило выдвинуть вполне обоснованные предположения, во-первых, о существовании нескольких вариантов русских подлинников, во-вторых, о том, что до польской и шведской интервенции в начале XVII в. планы Москвы были мало доступны иностранцам [18, с. 52].

1016183 В то время, как все голландские издания планов Москвы сопровождаются прямыми указаниями на их русские первоисточники, польские гравюры замалчивают их действительное происхождение. В 1610 г. был опубликован план Москвы, составленный опытным рисовальщиком И. Абелином и гравированный Л. Килианом. Посвященный польскому королю Сигизмунду III план по традиции стал называться Сигизмундовым. Он ориентирован с запада на восток; вверху по углам размещены гербы Москвы и короля Сигизмунда. Общие очертания и топография плана, по-видимому, взяты из Годунова чертежа, хотя известную самостоятельность составитель проявил при изображении кремлевских зданий и стен. Зарисовки центра города наиболее тщательны и точны. Некоторые ошибки экспликации, неточности изображения кварталов Белого города, ворот Скородома и другие, не снижают ценности Сигизмундова плана, отличающегося высоким уровнем исполнения.

101611 Лишь в наше время получил широкую известность единственный сохранившийся оттиск гравюры 1611 г. с художественным планом-рисунком Москвы, поступившей в 1949 г. в Познанский музей. В 70-х годах план тщательно изучен польским ученым С. Александровичем, который ввел его в научный оборот и назвал по месту изготовления Несвижским планом [1]. Гравер-художник Томаш Маковский в заголовке указал, что зарисовка города выполнена Шимоном Ендрашевичем Смутаньским во время пребывания в тюрьме вместе с посланниками Сигизмунда III, прибывшими в Москву на свадьбу Лжедмитрия с Мариной Мнишек. До сих пор однозначно не установлена дата составления и не определены первоисточники Несвижского плана. С одной стороны, если план был составлен и нарисован в 1606-1608 гг., то в сложных условиях царствования В.И. Шуйского вряд ли иностранец мог бы свободно проводить съемки в городе. Тогда можно предположить, что в руках рисовальщика очутились различные материалы русского происхождения. С другой стороны, гравер подчеркнул, что Ш. Смутаньский является автором "делинеации", т.е. составления плана на местности. А обилие и точность изображения архитектурных деталей служит доказательством зарисовок с натуры отдельных зданий.

Необычайно живописный Несвижский план уступает по детальности изображения другим планам Москвы, основанным на русских источниках. На нем отсутствует сложная сеть московских переулков и тупиков. Все улицы даны без названий. Характерной особенностью плана является скрупулезный показ деталей топографии, возвышенностей и холмов, речных долин и их берегов, мельничных прудов и других элементов ландшафта. На плане Смутаньского-Маковского хорошо представлены Кремль и Китай-город с выделением в более крупном масштабе выдающихся зданий. Точность деталей гравюры на территории Кремля подтверждается сравнением с иконой С. Ушакова "Насаждение древа государства Российского" 1668 г., на которой показана часть кремлевской стены с башнями Фроловской (Спасской), Никольской, Сенатской и Набатной. Белый город вырисован менее подробно. Интересно изображение Ново-Девичьего монастыря в том состоянии, в котором он находился до разрушения в 1612 г.

Планы Москвы конца XVI в. — первых десятилетий XVII в. неоднократно переиздавались и перегравировывались вплоть до XIX в. с изменениями в масштабах и оформлении. Известны около 30 модификаций гравюры С. Герберштейна, 10 — Петрова чертежа, 13 — Годунова чертежа и 8 — Сигизмундова плана.

Для истории русской картографии последствия стихийного бедствия — грандиозного пожара Москвы 3 мая 1626 г. — принесли неожиданные результаты. В ходе восстановительных работ, в том числе и картографических, были созданы географическое описание страны — Книга Большому чертежу, новый обзорный чертеж Русского государства и чертеж "Полю" (степи) от Москвы до Крыма. В том же 1626 г. по указу Михаила Федоровича князю Г. Волконскому и дьяку В.Волкову было велено в Кремле и Китай-городе "перемерить и описать большие улицы и переулки в государеву указную сажень". Проводимые измерения выражались в стандартной мере казенной сажени, равной 2 м 13,36 см. Естественно, что вместе с измерениями продолжалось и картографирование города.

1016381 101634 101674 101678
Планы Москвы со второй четверти и до конца XVII в. во многом основаны на русских чертежах рубежа XVI—XVII вв., но с внесением необходимых добавлений и уточнений, вызванных изменениями городской топографии и структуры застройки. Начиная с 30-х годов XVII в., за рубежом появляются планы Москвы, несущие принципиально новые сведения. Так, гравюра М. Мериана 1638 г., хотя и близка к одному из вариантов Петрова чертежа, но отличается показом городского рельефа и гидрографических элементов. Ориентирован план с северо-запада на юго-восток.

Трижды посещавший Москву в составе голшгинского посольства в 30-х годах и в 1643 г. математик Адам Олеарий к описанию своих путешествий приложил план Москвы, гравированный в 1656 г. В его основе лежит также Петров чертеж, но со значительной корректировкой. Ориентирован с запада на восток. Значительное внимание уделено застройкам Белого города и Земляного. Характерной особенностью плана является появление в Замоскворечье земляного вала со рвом и восьмью бастионами. Поскольку эти укрепления возводились в 1637—1638 гг., то и составление плана следует датировать не ранее 1638 г. В композиционном отношении он близок к Петрову чертежу и схож с планом Москвы 1661—1662 гг., приложенном к книге австрийского посла А. Мейерберга. А удивительная топографическая точность и информативность этого аксонометрического рисунка может быть объяснима только как результат использования свежих московских первоисточников.

В 1674 г. шведский военный агент и ученый лингвист Э. Пальмквист составил эскизный план Москвы (почти без застроек). Показаны кварталы и крепостные стены. Очень схематичны Земляной город и Замоскворечье. Основой явился план Олеария, но несколько обновлена экспликация. Посетивший Москву в составе польского посольства в 1678 г. Б.Л. Таннер к отчету (1689 г.) о путешествии приложил план города, на котором впервые показана планировка за пределами Земляного города.

Из напечатанных русскими специалистами известны пока только два мелкомасштабных плана Москвы, предшествующих гравюре 1741 г. Первый план Москвы на импозантном фронтисписе Библии, гравированный мастером Зосимой и изданный Московским Печатным двором в 1663 г. Вторая гравюра выполнена В.О. Киприановым в 1711 г. План помещен в фигурном картуше карты "Губерния Московская, разделенная в 9 провинций". Обе работы не являются оригинальными.
kartezhnik
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 19:25