Kostochka » 03 май 2013, 16:09
Из личных воспоминаний коменданта Ближней дачи Сталина Ивана Михайловича Орлова:
Объект «3/5 Госдача Кунцевская (Ближняя)» была основана в начале 30-х годов. Это было не только постоянное местожительство Хозяина, а и место его повседневной работы. Место для постройки дачи было облюбовано им самим чисто случайно, во время кратковременной остановки его автомашины. До этого постоянным местом жительства была дача в «Зубалово». В последствии он оставил эту дачу детям.
На облюбованной вновь территории был сосновый бор, кусты, овраг, где сваливали мусор. Вдоль и поперек территории пересекали проселочные и шоссейные дороги, идущие на Воробьевы горы, в совхоз «Волынское» и деревню Матвеевка. Вплотную к территории объекта примыкали колхозные поля и огороды. Невдалеке на запад протекает небольшая грязная речка «Сетунь». Через всю территорию с севера на юг пролегали под землей мощные водоводы (трубы) с Рублевского водохранилища, идущие на Воробьевы горы, откуда вода поступала в Москву, причем частично выходивший из строя в районе объекта. Рядом располагались огороды деревни «Давыдково», откуда день и ночь в доме хорошо было слышно не только звуковые сигналы машин, но и разговоры, песни, ругань, мычание коров и т.п.
Главная территория была огорожена сначала одним 2-х метровым деревянным забором, позже в 1936-37 годах другим 4-х метровым, тоже деревянным забором. В те же годы вокруг забора были высажены в несколько рядов (3-4) небольшие елки. Еще позже в конце 40-х годов были высажены ель, сосна, береза и др., с внешней стороны дачи, с юга и востока от объекта в количестве 5-6 тысяч штук.
В заборе было сделано четверо ворот на север, юг, запад и восток, однако, постоянно пользовались только двумя первыми, они же главные с востока и вторыми хозяйственными на запад.
Территория объекта с каждым годом облагораживалась, было сделано много посадок на свободных местах, бывших дорогах и водоводах. Сажались липа, береза, туя, клены, сосны, ель и др.На месте глубокого оврага был создан искусственный (из бетона) пруд. Во время войны пруд был спущен, позже (47-48г.) на нем был насыпан небольшой островок (была бахча). До 1938 года дача (одноэтажный дом) была построена из фибролита на кирпичном фундамент…
У этого «объекта» было очень важное преимущество - это близкое расположение от Кремля, всего 12 минут езды.
Сталин жил на даче один, у него не было ни кого из помощников, кроме нас, которым много доверял, но еще больше спрашивал. Работал, читал он очень много и днем и ночью. Другой раз вызывал утром и спрашивал, что сейчас утро или вечер. Точнее сказать - работал на износ. Причем куда то спешил, что то на ходу записывал, что бы не забыть. Были случаи когда ему нужно вызвать обслугу, а по ошибки вызывал меня, и когда я появлялся и спрашивал - «Слушаю Вас, товарищ Сталин!» - он недоуменно смотрел и говорил: «У-у, старость проклятая…»
Были случаи и такого порядка: у нас по его указанию расширяли веранду на 2-ом этаже. Рабочие начинали работать в 8 часов утра. Сталин сам находился внизу и вдруг часов в 7 утра спрашивает у меня: «Что есть покушать?» Причем сказал: «Я буду отдыхать». И что вы думаете - я даю распоряжение рабочих перевести работать в другое место. Подали завтрак. Я успокоился, зная, что хозяин отдыхает, а это было 9 часов утра. И вдруг - вызывает меня и спрашивает: «Почему люди не работают? Вы, что делаете из меня барана?». Я стал оправдываться, что, мол, люди работают в другом месте и т.д… На что он сказал следующее: «Вы беспокоите меня тогда, когда ничего не делаете».
К рабочему классу относился доброжелательно, если они хорошо работали. Был и такой случай: вызвав меня по вопросу строительства лимонария. Идем с ним по берегу пруда, а впереди работали рабочие парка окапывали яблони. Дорожка была узкая, а когда мы к ним подходим, рабочий Дроздов нас не заметил. Тогда я назвал его фамилию, что бы уступил дорожку. И что вы думаете - когда мы всех прошли он мне сделал выговор. «Ты, что не видишь, что люди работают? Ты что, барин? Не можешь обойти?».
Был случай когда в воскресный день часть рабочих парка работала, согласно установленному графику. Увидев рабочих - вызывает меня и спрашивает: «Сегодня выходной. Почему люди работают?». Пришлось объяснять, что в этом есть необходимость.
Вспоминаю противоположный случай - вызывает и спрашивает: «Почему я звоню, а меня никто не отвечает?». Я отвечаю, что сегодня выходной день памяти В.И.Ленина… И он мне ответил: «Ленин умер, а люди празднуют-пьянствуют». На что я конечно ни чего не мог ответить. Позже убедился, что праздником в следующем году стал день рождения В.И.Ленина.
Если у меня спросят, как я выполнял свои обязанности, было ли трудно - я бы ответил «да». А это значит, что он держал меня всегда в напряжении. Работал неделями при одном выходном дне, так как и мои предшественники. Но я, как правило, понимал его с полуслова и не обижался, на то когда мне крепко попадало. И если он погорячился, а потом обдумал, что был неправ, он как правило вызывал и давал понять, чтобы я не переживал.
Сложность моей работы была в том, что он много давал всевозможных заданий разного характера. Особенно по ведению хозяйства, строительства, обеспечения, питания и много других.
Хочу напомнить еще об одном важном вопросе, на котором погорели часть наших руководителей охраны. Это экономика. Товарищ Сталин экономил во всем. Например: носил ботинки, валенки до полного износа, так же поступал и с другими вещами. За питание приходилось отчитываться документами. Иногда спрашивал - сколько осталось у меня его денег и многое другое связанное с этими вопросами. Раньше у многих предшественников об этом не спрашивал вообще...
После работы в Кремле, по существу в ночное время он заказывал кинокартины, где просматривали вместе с товарищами. Как правило приглашались руководители Госкино т.т. Большаков, Дукельский и др. Во время просмотра новые картины обсуждались. Любил смотреть комедии, такие как «Цирк», «Волга-волга», «Трактористы» и др. Смотрел зарубежные фильмы, такие как «Балалайка», «Распутин» и др., редко, но посещал театры (Большой, Художественный, Малый). После чего как обычно, все приезжали к нам на Ближнюю на ужин.
Когда был один - питался очень скромно. Как говорится щи, да каша пища наша.