Здесь Вы можете прочитать и разместить свои сообщения об интересных местах Москвы и Подмосковья со ссылками на карты, планы, изображения, фотографии и иные документы, относящимися к этим местам

Воробьевы горы. Проект Храма Христа Спасителя

Сообщение lenta » 26 апр 2012, 17:38

25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал "Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".

По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста:

    "Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний.

    В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чём постановление возвещено будет в свое время.

    Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков."

Сама же идея строительства храма-памятника принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину и была передана Александру I через адмирала Александра Семеновича Шишкова.

Высказанная в царском Манифесте, идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени.

XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.



Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших. Эта традиция известна еще с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг Софию Киевскую на месте битвы с печенегами. Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась построением множества храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы - праздника, выпавшего на день сражения православного воинства с полчищами Мамая. В Москве в память о павших на берегах Непрядвы и Дона соорудили храм Всех святых. О воинских победах и жертвах войны напоминали и храмы на Красной площади: собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), сооруженный Иваном Грозным в память о победе над Казанским ханством, и собор во имя Казанской иконы Божией Матери, напоминающий о подвиге русских патриотов XVII столетия и об освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков.


В 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10—12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.

В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как А. Н. Воронихин, Д. Кваренги, В. П. Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина.



Вот что пишет об этом А. Герцен:

"Князь Голицын, пригласив к себе Витберга, предупредил, что бы он был готов лично объяснить свой проект Александру.

На большом столе перед царем лежало несколько проектов, среди них проекты Каваренги, Воронихина, Михайлова.

Александр обратился к Витбергу: "Я рассмотрел ваш проект и с нетерпением жду слышать объяснения”. Он предложил начать с большого проекта, потому что малый хотя и был хорош, но на взгляд Александра, походил на прочие из числа обыкновенных вещей.

Витберг развернул проект и начал давать подробные пояснения, длившиеся очень долго. Когда художник кончил, Александр сказал:

“Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали мое желание, удовлетворили моей мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одна куча камней, как обыкновенные здания, но был одушевлен какой-либо религиозной идеей, но я не ожидал получить какое- либо удовлетворение, не ждал, что бы кто - то был одушевлен ею и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до 20 проектов в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные, Вы же заставили камни говорить”.

Голицын сообщил художнику, что его объяснение было превосходно, что царь остался чрезвычайно доволен.

В то же время Александр решил поручить самое строительство московского храма Витбергу, художник отказывался из опасений интриг, но ему пришлось уступить”



На собрании экстраординарного совета Академии 31 января 1816 года Витберг был удостоен звания академика.

Первоначально храм предполагалось строить на территории московского Кремля, затем на Яузе, потом у Симонова монастыря, и хотя Витберг и знал, что последнее место выбрано по указанию Аракчеева, категорически заявил ему, что единственным подходящим местом для строительства храма являются Воробьевы горы.

Александр согласился с выбором Витберга.

Витберг, близкий к мистицизму ещё со времён участия в масонской ложе, создал необычный проект огромного (втрое больше нынешнего) храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. Храм должно было украшать трофейное оружие, захваченное в Отечественной войне, памятники монархам и видным полководцам. На строительство было выделено 16 миллионов казённых рублей, так же имелись значительные пожертвования от частных лиц.



Император поручил Витбергу, человеку совершенно неопытному, без малейшей строительной и деловой практики, возглавлять строительство храма. Художник отказывался, "из опасения интриг, всегда неразлучных с великими предприятиями", но вынужден был согласиться.

1 сентября 1817 года на Воробьевых горах, на месте будущего заложения храма, был установлен деревянный крест, а 13 сентября, в день обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, Витберг уложил первые 4 камня в форме креста.

12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I на Воробьёвых горах, между Смоленской и Калужской дорогами, был официально заложен Храм Христа Спасителя по проекту Витберга.

В.Л. Снегирев пишет: “Зрелище действительно было совершенно исключительное. Достаточно сказать, что народу собралось тысяч четыреста, т.е. почти все население старой столицы. Войска, частью специально вызванного из Петербурга, было до 50 тысяч, а духовенства свыше 500 человек. Закладка храма своей пышностью превзошла закладку Большого кремлевского дворца в 1773 году” -




Вначале дела огромного строительства, проводимые по экономическому плану Витберга, шли очень хорошо. В каменоломнях в Рузском и Верейском уездах в изобилии добывался камень и водою доставлялся к месту строительства, было налажено судоходство в верховьях Москвы-реки. Был сделан достаточный запас строевого леса и разных материалов. Было куплено 24000 помещичьих крестьян. Все это было куплено значительно дешевле справочных цен.

Однако, строительство, принимавшее все более грандиозные размеры, являлось ареной для всякого рода хищений и воровства. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл. Деньги уходили неизвестно куда.

Борьба между Аракчеевым и князем Голицыным, которому подчинялась комиссия по строительству, еще больше осложняла положение Витберга. Некоторые члены комиссии получили указание Аракчеева препятствовать нормальному ходу строительства.

Выведенный из себя злоупотреблениями, Витберг заявил, что считает необходимым немедленно отправится в Петербург и обо всем довести до сведения царя. Александр передал Витбергу, что уверен в его правоте, однако встреча не состоялась, так как царь уезжал на юг и не успел принять Витберга. Он поручил Аракчееву разобрать дело.

19 ноября 1825 года Александр умер в далеком Таганроге, а Аракчеев пал.

“Строительство московского храма приобрело общеевропейскую известность. За границей хорошо были известны масштабы невиданного здания, огромные суммы уже потраченные на него, размах работ всего предприятия, особое участие в нем императора Александра.
А потом оказалось, что все грандиозное предприятие находится на грани краха”- А. Герцен.

По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы. Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет. По свидетельству современников, Витберг оказался виновным, будучи человеком редкой честности. В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку. Там, в частности, он познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах». Все имущество академика было конфисковано.

Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности. Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.

«Записки академика Витберга, строителя храма Христа Спасителя в Москве» с примечаниями П.Н. Петрова, опубликованные в журнале "Русская старина", 1872. – Т. 5. - № 1, можно посмотреть здесь.
lenta
 
Сообщения: 127
Зарегистрирован: 09 июл 2011, 14:19

Re: Воробьевы горы. Проект Храма Христа Спасителя

Сообщение olenka » 26 апр 2012, 18:59

По поводу истории проекта Витберга была передача по "Культуре":

olenka
 
Сообщения: 244
Зарегистрирован: 24 авг 2010, 12:32

Re: Воробьевы горы. Проект Храма Христа Спасителя

Сообщение kartezhnik » 27 апр 2012, 12:16

Про проект Витберга и вообще про историю Храма Христа Спасителя можно еще вот здесь прочитать:

http://gordon0030.narod.ru/archive/8089/index.html
kartezhnik
 
Сообщения: 178
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 19:25

Re: Воробьевы горы. Проект Храма Христа Спасителя

Сообщение Витязь » 06 янв 2014, 02:04

Изображение места первоначальной закладки храма есть и на Топографическом плане Москвы и окрестностей 1818-1823 годов.
luzniki-2.jpg
Аватара пользователя
Витязь
 
Сообщения: 131
Зарегистрирован: 12 апр 2013, 09:16
Откуда: Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей... Помню только, что стенки с обоями... Помню Клавка была..

Re: Воробьевы горы. Проект Храма Христа Спасителя

Сообщение Витязь » 06 янв 2014, 02:09

А место вообще выбрано классное!!!
Сейчас там, кажется, смотровая площадка.
Во всяком случае, храм там смотрелся бы лучше, чем на Волхонке! А может быть и ломать бы там его не стали - оставили ?
Аватара пользователя
Витязь
 
Сообщения: 131
Зарегистрирован: 12 апр 2013, 09:16
Откуда: Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей... Помню только, что стенки с обоями... Помню Клавка была..


Вернуться в История Москвы в картинках%Moscow history in pictures

Кто сейчас на сайте

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3