Здесь Вы можете прочитать и разместить свои сообщения об интересных местах Москвы и Подмосковья со ссылками на карты, планы, изображения, фотографии и иные документы, относящимися к этим местам

Бескудниковская железнодорожная ветка.

Сообщение Витязь » 03 июн 2013, 07:47

Бескудниковская железнодорожная ветка (ветка Бескудниково — Лосиноостровская) — существовавшая в 1900—1987 годах железная дорога, соединявшая Ярославское и Савёловское направления Московской железной дороги. Проходила по нынешней территории севера Москвы (районы Восточное Дегунино, Отрадное, Свиблово). Ветка была однопутной, электрифицированной. В 1940-е годы по ветке было открыто пассажирское движение, всего действовали 6 пассажирских платформ.
В 1900 году была построена линия от Москвы на Савёлово. К моменту строительства место для вокзала не было определено, и Савёловское направление поначалу работало как ответвление Ярославского направления (поезда ходили с Ярославского вокзала и от станции Лосиноостровская). После открытия Савёловского вокзала в 1902 году он стал обслуживать основное направление, а ветка от Лосиноостровской до Бескудникова, соединяющая Савёловское направление с Ярославским, осталась вспомогательной. Первоначально ветка начиналась от пути в сторону области (в районе современной платформы Северянин), но позже был построен участок с другой стороны — от Лосиноостровской. Съезд от платформы Северянин был разобран в 1910-е годы.
Вскоре (к 1908 году) параллельно Бескудниковской ветке были сооружены пути Московской окружной железной дороги, из-за чего загруженность линии ещё уменьшилась.
Линия вновь стала использоваться в 1930-х годах, когда вблизи разъезда, позже названного Институт Пути, был построен комплекс зданий института (сейчас это Научно-исследовательский институт транспортного строительства (ЦНИИС) и ВНИИЖТ) и жилой городок.
Пассажирское движение на линии было восстановлено в 1940-е годы. Станция Институт Пути появилась в 1946 году. В том же году был электрифицирован участок Лосиноостровская — Институт Пути, а в 1955 году — Институт Пути — Бескудниково. В 1948 году были открыты и другие пассажирские платформы.
В 1950-е годы Бескудниковская ветка использовалась наиболее интенсивно. Помимо пассажирского движения, ветка использовалась для подвоза грузов на ближайшие промышленные предприятия и племенного скота на ВСХВ. С 1960 года ветка оказалась полностью на территории города Москвы. Однако с развитием районов Свиблово и Медведково, расположенных за железной дорогой, возникла проблема их транспортной связи с центром. В 1965 году движение на перегоне Дзержинская-Лосиноостровская было прекращено из-за открытия трамвайной линии, пересекавшей железнодорожные пути.
При строительстве Калужско-Рижской линии метрополитена в середине 1970-х годов был закрыт следующий перегон, от Дзержинской до Института Пути. Станция метро «Свиблово» частично расположена на территории, которую занимала ветка.
Окончательно линия была закрыта в 1987 году, когда началось строительство северного радиуса Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена. На месте путей были построены многоэтажные дома, а на пересечении с ними расположилась станция метро «Отрадное».
Электропоезда, курсировавшие по Бескудниковской ветке, работали изолированно, не заходя на магистральные направления.
Для работы на ветке на протяжении большей части её истории использовались четырёхвагонные электропоезда. В последние годы во избежание аварийных ситуаций при порче одного из моторных вагонов стали эксплуатировать шестивагонные составы.
Согласно расписанию 1971 года, по ветке проходило 11 пар электропоездов за сутки (время движения по маршрутам Бескудниково — Дзержинская и Дзержинская — Бескудниково 12—13 минут), по расписаниям 1984—1986 гг. — 10 пар (время движения по маршруту Бескудниково — Институт Пути 9 минут, по маршруту Институт Пути — Бескудниково 11—12 минут). Как правило, в челночном режиме работал один и тот же состав.
Практически все рельсы были демонтированы к середине 2000-х годов (дольше всего сохранялись рельсы от станции Бескудниково почти до Алтуфьевского шоссе — до середины 2005 года и от станции Лосиноостровская до улицы Лётчика Бабушкина — до 2003—2004 гг.), у северного выхода станции метро «Свиблово» до 2009 года сохранялось частично забетонированное рельсовое звено (уничтожено при строительстве торгово-развлекательного центра).
Сохранился железнодорожный мост через Яузу оригинальной архитектуры, в 2001 году переоборудованный в пешеходный. В ходе реконструкции с моста были убраны деревянные элементы конструкции, он был сужен и оборудован перилами. На месте ветки, особенно в восточной части, до сих пор можно найти опоры контактной подвески, шпалы, остатки электрооборудования.
В районе бывшей станции Институт Пути хорошо заметна насыпь. Кроме того, в окружении гаражей на улице Декабристов существует бывший пассажирский павильон платформы Отрадное.
Сохранившаяся опора контактной сети на улице Декабристов стала частью памятника закрытой ветке, сооружённого в 2005 году. Композиция памятника состоит из фонаря на консоли опоры, колёсной пары на небольшом фрагменте рельсошпальной решётки и детского паровозика. При обустройстве памятника не было учтено истинное расположение пути, и рельсы лежат перпендикулярно реальному направлению ветки. При этом паровоз направлен верно, в сторону платформы Отрадное.
Вложения
map1974.jpg
Фрагмент Схемы общественного транспорта Москвы 1974 года
Аватара пользователя
Витязь
 
Сообщения: 131
Зарегистрирован: 12 апр 2013, 09:16
Откуда: Ой, где был я вчера? Не найду, хоть убей... Помню только, что стенки с обоями... Помню Клавка была..

Вернуться в История Москвы в картинках%Moscow history in pictures

Кто сейчас на сайте

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3