Страница 1 из 1

Увеселительный сад "Эрмитаж на Божедомке"

СообщениеДобавлено: 21 ноя 2012, 21:28
lena chehova
Он стал предвестником "Эрмитажа" Якова Васильевича Щукина на Каретном ряду,после разорения последнего владельца М. В. Лентовского.
У сада на Божедомке очень богатая история.До этого сад ,сменл нескольких владельцев в числе которых был, сенатор Василий Иванович Нелидов, генерал А. П. Тормасов и наконец И. Н. Римский-Корсаков. Сад стал именоваться «Корсаков сад», по фамилии владельца усадьбы Римского-Корсакова, предка известного композитора, который в 1824 году сделал сад доступным для публичных гуляний.Более ранняя история этого владения восходит к предкам светоча русской поэзии А.С. Пушкина.



Петр Сытин: «САМОТЕКА»
Самотечная улица как дорога и Троицкой черной слободы, лежавшей по обе стороны Самотецкого пруда у современной Самотечной площади, существовала уже в XVII веке, но не была застроена. В XVIII веке на ней появились огромные владения князя Волконского (на месте нынешних Волконских переулков), сенатора Нелидова, княгини Долгоруковой, князя Голицына и др. Но на Самотечную улицу выходили главным образом сады и огороды. На месте Самотечной площади был вал Земляного города со рвом.
Благоустройство местности в конце XVIII – начале XIX века тесно связано с тем, что в 1777 году дом В.А. Салтыкова с садом был выкуплен в казну, и в нем разместился Инвалидный дом для престарелых офицеров. В этот дом по Самотечной и соседней Делегатской (тогда – Божедомскому переулку) улицам ездило много знати, улица стала обстраиваться домами, пруд от Инвалидного дома к Самотецкому пруду был спущен, а последний к 1799 году получил прямоугольную форму, для чего со всех сторон был частично засыпан. Самотечные улица и площадь расширились за счет засыпанного пруда, на них появились дворы.




Петр Сытин: «ДЕЛЕГАТСКАЯ УЛИЦА»
Название Делегатской было дано улице по дому ВЦИК (№ 1), в котором останавливались делегаты, прибывающие на съезды и конференции. Прежнее же название — Божедомский переулок — улица получила по стоявшему в конце ее (на углу Самарского переулка и площади Коммуны, где теперь большое здание гостиницы Центрального дома Советской Армии) «Убогому дому» — моргу и кладбищу для подбираемых на улицах убитых и неопознанных лиц, с церковью «Иоанна Воина на горке». «Убогий дом» в народной речи был переименован в «Божий дом», отсюда и произошло название соседних улиц Божедомки.
Но еще в 1806 г. это название не было официальным, и переулок назывался просто: «Проезд, следующий к институту (бывшему Екатерининскому, ныне его здание занято ЦДСА.— П. С.) и к Мещанским улицам». В конце его находился деревянный мост через реку Неглинную, протекавшую с северо-запада на юго-восток и юг, где теперь находятся 3-й Самотечный переулок и Самотечный бульвар.
В XVII в. левую половину улицы занимал огромный загородный двор боярина Р. М. Стрешнева .За двором к северу простирался обширный сад с прудами на реке Неглинной, доходивший до современной Селезневской улицы. При Екатерине II двор перешел во владение графу И. А. Остермана, сына знаменитого дипломата первой половины XVIII в., женившегося на Стрешневой и получившего двор в приданое за ней. В 1796 г. двор принадлежал внуку его сестры графу А. И. Остерману-Толстому. ..Большой каменный дом Стрешневых стоял в глубине двора. ...Перед главным домом между флигелями был некогда пруд; теперь на его месте устроен скверик. За главным домом находился большой парк с двумя прудами. Он доходил до начала 2-го Щемиловского переулка. По современной Делегатской улице стояли в 1850 г. каменные дома с квартирами для преподавателей.




Из книги "По землям московских сел и слобод" Романюк С.К.
С большой усадьбой Стрешневых граничила еще большая - Пушкиных. Да-да, тех самых Пушкиных: это было владение Льва Александровича Пушкина, деда поэта. Возможно, что этим участком владел еще прапрадед А. С. Пушкина стольник Федор Петрович Пушкин. Он остался бездетным и, как сообщается, оставил все свое имение племяннику, Александру Петровичу Пушкину. Правда, в этом утверждении сохраняются некие сомнения: дело в том, что в переписной книге города Москвы начала 1740-х гг. сообщалось, что этим участком владели "по крепости", что означает - участок был приобретен, а не получен по наследству. Документов на это имение не сохранилось, так как "данная" сгорела в огромный пожар 1737 г., что было подтверждено при межевании, произведенном в силу указа императрицы Елизаветы Петровны "о межевании земель во всем государстве" в 1758 г.
Площадь поместья составляла около 6 гектаров. Примерно напротив нынешнего 2-го Волконского переулка, несколько в глубине, стояло деревянное главное здание с двумя также деревянными флигелями по сторонам, образовавшими парадный двор. Позади жилой части усадьбы находился сад с оранжереями, спускавшийся по склону к запруженной Неглинной. В 1781 г. Пушкины прикупили к этому, и так обширному, участку еще один, и тоже немалый - князя Б. А. Голицына.
Внук Льва Александровича Пушкина считал, что во время переворота, совершенного Екатериной в 1762 г., его дед -
Как Миних, верен оставался
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин...
Но, как выяснилось, Л. А. Пушкин никакого участия в судьбе своего законного государя Петра III не принимал, в крепости не сидел, во время переворота спокойно жил в своем московском доме и, более того, в числе виднейших московских дворян участвовал в церемонии "вшествия" Екатерины в первопрестольную перед торжественной коронацией ее в сентябре 1762 г.
В том же году Л. А. Пушкин в чине подполковника артиллерии вышел в отставку и продолжал жить в своем доме до самой кончины в 1791 г. Его вдова Ольга Васильевна, урожденная Чичерина, прожила тут, на Божедомке, вместе с детьми - сыновьями Сергеем и Василием и дочерьми Анной и Елизаветой, еще шесть лет, а потом решила переехать. Летом 1797 г. она продала "свой московский двор со всяким в нем каменным и деревянным строением, с садом, оранжереями и во оных со всякими деревьями, с прудом и во оном с рыбою", и приобрела в том же году более скромную усадьбу поближе к центру города, в приходе церкви Харитония, что в Огородной слободе.



Автор: Инга Ильм "Отец Пушкина Сергей Львович - малоизвестные подробности"
Сергей Львович в 1798 году уходит в отставку и удаляется, переезжает в Москву...
не менее ярким эпизодом в биографии Сергея Львовича стоит считать причину выхода в отставку. В дружеской компании во время пирушки он помешал своей офицерской тростью угли в камине и чуть позже явился перед глаза начальства в таком виде. «Уж вам бы поручик, лучше явиться с кочергой на ученья» - заметил ему начальник. На что Сергей Львович заявил, что служба не подходит его темпераменту. Подал в отставку, переехал в Москву. Здесь тогда собралось все общество, подальше от монарших капризов. Москва стала центром общественной и культурной жизни в правление Павла.
Сергей Львович бросился в великосветскую кутерьму. Его супруга с радостью разделяла это увлечение балами и приемами. Их закружила умопомрачительная карусель, чреда прекрасных праздников – представлений, визитов, пиров, маскарадов. Некоторые из ее участников успевали посетить по два бала за ночь. Вот что пишет дочь Марии Римской-Корсаковой: «В субботу мы до пяти утра танцевали у Оболенских, в понедельник до трех у Голицыных, в четверг предстоит костюмированный бал у Рябининой, в субботу – вечер у Оболенских, в воскресенье мы званы к графу Толстому на завтрак, после которого будут танцы, а вечером в тот же день придётся плясать у Голицына. Увеселения длятся все зиму без перерыва, и все эти балы так оживлены, что приходится вертеться до изнеможения, потом полдня лежишь в кровати от усталости»..

К БИОГРАФИИ РОДНЫХ ПУШКИНА.С. К. РОМАНЮК
В продолжение многих лет дед и отец А. С. Пушкина жили в Москве, в обширной и по московским понятиям полузагородной-полугородской усадьбе, расположенной сравнительно далеко от центра города — на Божедомке.1 Там, на севере Москвы, у берегов речки Неглинной раскинулось владение деда Пушкина Льва Александровича, выходившее одним краем к «проезжему переулку, следующему на Убогий дом (к урочищу, где находилась церковь св. Иоанна Воина, что на Божедомке. — С. Р.) и в Мещанские слободы». Ближе к Божедомскому переулку, как называлась до 1940 г. Делегатская улица, стояло главное здание усадьбы — деревянный одноэтажный дом, окруженный двумя деревянными же флигелями. За домом — огромный сад и в конце его, над обрывом, находились несколько оранжерей, а внизу — большой пруд, образованный запруженной Неглинной.2 В оранжереях росли «всякие деревья», а в пруду водилась рыба, что было специально оговорено в тексте купчей, заключенной при продаже этой усадьбы, площадь которой составляла более 6 га.
Усадьба числилась за Л. А. Пушкиным еще по переписи, проведенной в Москве в начале 30-х — середине 40-х гг. XVIII в.: «В приходе церкви Живоначальной Троицы, что в Троицкой слободе, двор Главной полевой артиллерии капрала Льва Александрова

Из книги Нины Молевой. Московские загадки.
Прямой прадед поэта Александр и дед Лев владели обширными землями по Божедомскому переулку (бывш. Делегатская ул.) и Самотечному переулку. Всего им принадлежало 5 участков, с которыми поспешила расстаться бабка поэта, Ольга Васильевна Пушкина, отдавшая предпочтение Огородной слободе.
Зато былые пушкинские земли у Самотеки приобрели самую широкую известность. Они перешли после Нелидова и московского генерал-губернатора Тормасова в 1824 году к Ивану Николаевичу Римскому-Корсакову.«Корсаковские вечера» по возвращении Пушкина из ссылки входят в моду, но вскоре после его отъезда в Петербург начинают приходить в упадок. Судьба сада переходит в руки антрепренеров.

Из книги „А. С П у ш к и н в М о с к в е " :
Л. А. Виноградов—„Детские годы Александра Сергее­вича Пушкина"
Прадед поэта Александр и дед Лев Пушкины владели обширным участком, что по нынешнему Божедомскому переулку под №№ 11 , 13 и 15 и под №№ 1/15 , 2/16 по первому
Самотечному переулку; участок в 1 7 9 8 г. был продан Нелидову, затем был 'куплен генерал-губернатором Тормасовым, а в 1 8 24 г. куплен Иваном Николаевичем Римским-Корсаковым, с семейством которого дружил Пушкин.




Петр Сытин: «ДЕЛЕГАТСКАЯ УЛИЦА»
За владением Стрешневых-Остерманов в XVIII в. лежала обширная барская усадьба, принадлежавшая Льву Александровичу Пушкину, деду А. С. Пушкина. В начале XIX в. С. Л. и В. Л. Пушкины, отец и дядя поэта, наследовавшие эту усадьбу, продали ее В. И. Нелидову, брату фаворитки Павла I.
На чертеже 1806 г. видно, что во дворе усадьбы фасадом к улице стоял большой дом с флигелями по сторонам, связанными с ним переходами. За домом находился сад, захватывавший часть большого пруда на реке Неглинной. В саду было разбросано несколько мелких деревянных строений. Два отдельных строеньица стояли и по улице перед большим домом.
В. И. Нелидов в 1817 г. продал усадьбу московскому генерал-губернатору графу А. П. Тормасову. Последний устроил здесь свою летнюю резиденцию, благо по усадьбе протекала река Неглинная и на ней был большой пруд (более 1 га).

Из книги "По землям московских сел и слобод" Романюк С.К.
Новым владельцем поместья в Божедомке стал сенатор Василий Иванович Нелидов, и для него известный архитектор В. П. Стасов построил очаровательный небольшой деревянный павильон над Неглинным прудом, рисунок фасада которого включен в альбом лучших московских зданий, собранный М. Ф. Казаковым.

*По другим источникам Стасов построил всю усадьбу Нелидова. из книги Зодчие Москвы XV - XIX вв. В.П. Стасов - Страница 65
(С)Через семью саратовских помещиков Левашовых Стасов познакомился с сенатором В. И. Нелидовым, для которого впоследствии построил усадьбу в районе Самотечной площади.




Из книги "По землям московских сел и слобод" Романюк С.К.
Сын Нелидова в 1817 г. продал участок главе московской администрации генералу А. П. Тормасову, который сделал усадьбу своей летней резиденцией, где украсил сад статуями и беседками, вырыл еще один пруд и посадил дубовую аллею.

Из книги Нины Молевой. Московские загадки.
Впрочем, надо отдать должное Тормасову, он многое сделал для преображения пушкинского сада.
Он значительно расширил его за счет соседнего владения, вырыл новый пруд, за средним прудом построил круглую беседку со статуей Екатерины Великой в память о посещении императрицей его владений. Сад наполнили цветники и статуи, была высажена большая дубовая аллея. Как это было принято, московская публика могла посещать сад бесплатно, смотреть иллюминации, полеты воздушных шаров, слушать выступления заезжих знаменитостей и песельников, разъезжавших на шлюпках.






Алекса́ндр Петро́вич Тормасов (11 августа 1752 — 13 (25) ноября 1819, Москва) — граф, генерал от кавалерии.

Петр Сытин: «ДЕЛЕГАТСКАЯ УЛИЦА»
Но Тормасов в 1819 г. умер, и сын его в 1824 г. продал усадьбу И. Н. Римскому-Корсакову, фавориту Екатерины II. При нем «Корсаков сад» стал особенно популярным в Москве, так как в него допускали всех прилично одетых посетителей. Аллеи сада заблестели потешными огнями и огласились звуками прекрасных оркестров. На широких чистых прудах катались на шлюпках, пели песенники. Но это продолжалось недолго. По смерти владельца в 1830 г. его наследники в 1831 г. выделили барский дом со службами в отдельную усадьбу, а «Корсаков сад», став общим для всех желающих местом гулянья, начал мало-помалу зарастать травой; пруды покрылись тиной; деревья, оставленные на произвол, разрослись так, что затрудняли проход по саду. Вскоре сад был сдан в аренду итальянцу Педоти, который выстроил здесь кофейню и три раза в неделю приглашал играть оркестр роговой музыки Нарышкина.


Иван Николаевич Римский-Корсаков (24 января 1754 — 16 февраля 1831)




Из книги "По землям московских сел и слобод" Романюк С.К.
От Тормасова усадьба перешла к екатерининскому вельможе И. Н. Римскому-Корсакову, бывшему фавориту любвеобильной императрицы, которая не на шутку увлеклась им. "Нетерпеливость велика видеть лучшее для меня Божеское сотворение, по нем грущу более сутки уже, на встречу выезжала. Буде скоро не возвратишься, сбегу отселе и понесусь искать по всему городу", - писала она Ивану Корсакову. Екатерина буквально осыпала фаворита драгоценными камнями: "алмазное видение" - называла его англичанка Вильмот. К концу своего "случая" он получил два с половиной миллиона рублей и четыре тысячи крепостных. Главными чертами его характера были, по словам современников, легкомыслие и добросердечность, а об умственных способностях можно судить по такому рассказу: при заказе книг для библиотеки книгопродавец спросил его, какая область знания его интересует. "Об этом я не забочусь, это ваше дело, важно, чтобы внизу стояли книги большие, а наверху поменьше, точно так, как у императрицы", - ответил "книголюб".
В огромный сад своей усадьбы на Божедомке новый владелец позволял по воскресеньям входить всякому прилично одетому, и "Корсаков сад" стал популярным гуляньем москвичей. Лучший московский путеводитель начала XIX в., написанный И. Г. Гурьяновым, так отзывался о нем: "Приятность вечера, темнота аллей, чистота проспектов, иллюминация, звуки музыки, мелодические тоны песенников и разнообразие лиц и нарядов делают гулянье сие превосходным".


Из книги Нины Молевой. Московские загадки.
С 1853 года он оживает под именем «Эрмитажа». Здесь проходит, в частности, антреприза Лентовского, но уже в последней четверти XIX века сад начинают вырубать, застраивая доходными домами.

Петр Сытин: «ДЕЛЕГАТСКАЯ УЛИЦА»
В середине XIX века сад перешел в аренду к Морелю, который дал ему название «Эрмитаж». Морель построил здесь небольшой театр-цирк. В саду играл известный в то время оркестр Максимилиана Сакса. Устраивались фейерверки, иллюминации, полеты воздушных шаров. Здесь же показывали «чудо природы» — девицу Юлию Пастрани с усами и большой бородой.
Появлялась на эстраде то в итальянском, то в греческом платье и даже в костюме американского матроса. После Мореля в саду был ряд неудачных антреприз, в том числе артиста Малого театра Н. Е. Вильде.

«Так, недавно на большом собрании, бывающем два раза в неделю в его (графа Кушелева> парке, все могли любоваться отвратительной Юлией Пастраной, которую пригласили обедать за 200 рублей и заставили вечером гулять под руку с господами из этого элегантного общества. Есть известный хамский (canaille) стиль, который очень хорошо выделяется на золотом фоне», - пишет 21 июня 1858 года Федор Тютчев своей жене.

Из книги П.И Богатырева «Московская старина» УВЕСЕЛЕНИЯ
Летние увеселения москвичей в то время состояли из сада «Эрмитаж» на Божедомке, «Эльдорадо» в Сущеве и сада Сакса в Петровском парке. Открывались и еще сады: так, в Сокольниках сад Брауна и на Щипке сад Мар-тыновой, последний быстро закрылся. Начну с знаменитого «Эрмитажа» господина Мореля.
Сад этот был очень популярен в Москве. Он был очень поместителен, с большим прудом и с разными вычурными беседками и киосками, с прекрасными цветниками. На большой эстраде играл лучший тогда в Европе оркестр Гунгля и пел хор цыган. На другой эстраде, скорее павильоне, одно время показывалась знаменитая Юлия Пастрана — человек-обезьяна.
Потом сад «Эрмитаж» перешел, кажется, к госпоже Ханыковой и после разных неудачных антреприз после умершего Мореля попал в руки Лентовского, который и зашумел в нем во весь свой художнический размах. Он создал в нем превосходную оперетку, расширил садовую программу. Богатая Москва полюбила и сад, и талантливого антрепренера, и отводила там душу. Это было самое блестящее время «Эрмитажа».




С сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0% ... checkhov-1
Сад располагался на территории Антроповых Ям[1] между нынешней Селезнёвской улицей и 3-м Самотёчным переулком, имел прозвища «на Божедомке» (Старая Божедомка ныне называется улицей Дурова) и «на Самотёке», так что источники расходятся в отношении современного адреса. Современные исследователи обычно считают, что сад был расположен около Селезнёвской улицы[2].

Но по картам и по описанию видно,что ,скорее Антроповы Ямы входили в сосав территории парка.
Парк практически примыкал к 1-му Самотёчному переулку. Например для ориентира можно взять угол Ремесленной Богадельни ,который выходит на 1-ый Самотёчный пер.


http://retromap.ru/polymap.php#format=2 ... 092,081838











Теперь определимся с границами сада Эрмитаж по отношению к парку усадьбы Остерманов-Толстых / Духовной Семинарии
По информации с сайта:
http://www.ostermanniana.ru/galery/house/h_gal2.html
http://www.ostermanniana.ru/galery/hous ... ozrod.html

(С)к 1786 г. в Москве в начале Божедомского переулка появляется новый дворцово-парковый ансамбль. Традиционная композиция русской городской усадьбы времен классицизма выражена здесь особенно четко. Обширный парадный двор приобретает законченный вид: галереи, соединившие главный дом с флигелями придали смысловое единство основным постройкам усадьбы Функционально галереи используются как переходы между корпусами, а поперечные ворота удачно решают связь парадного двора с парком и обеспечивают проезд экипажей сквозь галереи на служебный двор.
...Решив навсегда покинуть Россию, Александр Иванович в 1827 г. делает попытку заложить усадьбу в Опекунский совет. При этом Московская палата Гражданского суда обнародовала завещание И.А. Остермана. Опекунский совет, не решившись действовать вопреки воле Ивана Андреевича, не удовлетворил тогда прошение Остермана-Толстого. Однако через 6 лет высшие государственные власти сами обратились к нему с предложением продать дворец Св. Синоду для размещения в нем Московской Духовной семинарии, нуждающейся в новых, более просторных помещениях, чем в тогдашней ее обители - Заиконоспасском монастыре. Чтобы в Петербурге было легче вести переговоры о покупке усадьбы, архитектору Ф.М. Шестакову поручили зафиксировать облик владения. Чертежи основных построек и прилегающей местности выполнены им в 1832 г., при этом сметные расчеты произведены Шестаковым с учетом сноса всех усадебных зданий. Оценочная стоимость материалов, которые предполагалось использовать после разборки уцелевших от пожара корпусов, а также стоимость земли в общей сложности составили сумму даже превышающую ту, что запрашивал Остерман-Толстой .
Процесс покупки, затрудненный нахождением Александра Ивановича за границей, длился более двух лет. Наконец, на исходе 1834 г. была подписана купчая крепость на "дом с пустопорожнею землею, садом и огородом, со всеми находящимися каменными и деревянными строениями" на сумму 100 тысяч рублей.

http://www.ostermanniana.ru/galery/hous ... m/old.html
Для наглядности вставим в ситуационный план чертеж усадьбы А.И. Остермана-Толстого, выполненный арх. Ф.М. Шестаковым в 1832 г.

http://www.ostermanniana.ru/galery/house/html/f8.html
"Специальный план дому, состоящему в Сущевской части во 2 квартале под № 233 его сиятельства г-на генерал-лейтенанта и разных орденов кавалера графа Александра Ивановича
Остермана-Толстого". 1811 г.Источник: РГИА. Фонд 835, опись 1, дело 1181.

http://www.ostermanniana.ru/galery/house/html/f9.html
"План дома, состоящего за Земляным городом Сущевской части 2 квартала под № 314 графа Александра Ивановича Остермана-Толстого
по предписанию комиссии от 1822 года".Источник: ЦАНТДМ (ИАА, МГИНТА). Сущевская часть, № 336, III-497/Iин-та "Спецпроектреставрация".

http://www.ostermanniana.ru/galery/house/html/f10.html
План московского владения А.И. Остермана-Толстого в начале Божедомского переулка.
Составлен архитектором Ф.М. Шестаковым в 1832 г. для оценки недвижимости в период продажи владения Остерманом-Толстым Св. Синоду.
Источник: РГИА. Фонд 802, опись 1, дело 11438, лист 2.

http://www.ostermanniana.ru/galery/house/html/f53.html
План участка Московской семинарии. 1851 г. Правый флигель главного дома соединен переходомс флигелем по красной линии Божедомского переулка.
Лит.: Хотев А. Атлас столичного города Москвы.- М., 1852.- № 336.



http://www.ostermanniana.ru/galery/house/html/f55.html
План участка Московской духовной семинарии с пристройкой к главному дому. 1872 г.
Источник: ЦАНТДМ (ИАА, МГИНТА). Сущевская часть, № 336, III-497/4 ин-та "Спецпроектреставрация".

http://www.ostermanniana.ru/galery/hous ... /gran.html
Исторические границы старинной усадьбы на современном плане выглядят следующим образом.
Красная линия — это граница остермановской усадьбы.
Голубая линия обозначает участок, который Московская духовная семинария сдавала в аренду частным лицам. Он постепенно застраивался.
Показанные планы подтверждают, что территория музея и детского парка совпадают в своих границах с усадьбой Остерманов за исключением участка, который начал застраиваться уже во второй половине XVIII в. (голубая линия). Он находился в дальнем углу усадьбы, в стороне от парка.



Получается,что южные границы сада выходили к парку Духовной Семинарии,который захватывал Семинарский тупик. Сад "Эрмитаж" почти примыкал к нынешнему 1-му Самотёчному переулку.
Правда ,если Московская духовная семинария это место сдавала в аренду частным лицам, (которыми могли бы быть ,например содержатели сада :) ? ) по которому проходил Семинарский тупик.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0% ... 0%B8%D0%BA
Семинарский тупик возник в 1890-х годах при застройке восточной части земельного владения Московской духовной семинарии, примыкающего к Божедомскому переулку (ныне — Делегатская улица). Тупик заканчивался у ограды парка духовной семинарии (ныне — детский парк).




Пётр Сытин
Главный вход в "Эрмитаж" был напротив 2-го Волконского переулка и он занимал всю площадь нынешних Самотёчных переулков.

Из книги "По землям московских сел и слобод" Романюк С.К.
Примерно с середины XIX в. сад превратился в открытое увеселительное заведение и стал называться "Эрмитажем" - при входе в него (против нынешнего дома N 20) стояла хижина, в которой находилась статуя сидящего старца-отшельника ("Эрмитаж" по-французски - жилище отшельника, "ermite" - отшельник; в переносном смысле слово "Эрмитаж" означало уединенное, пустынное место, хотя московский Эрмитаж уж никак нельзя было представить таким). В то время сад был, наверное, самым популярным в Москве, чему немало способствовали изобретательность и выдумка его содержателей Борегара. Педотти, Мореля. Парадиза и, в особенности, знаменитого Лентовского.








Из книги П.И Богатырева «Московская старина» УВЕСЕЛЕНИЯ
Другой сад — «Эльдорадо» держал некто Педотти, кондитер с Тверской улицы. Сад этот был тоже хорош, но уступал «Эрмитажу». И тут был хороший оркестр, помнится мне — Гене, о котором я уже упоминал, и также пели цыгане. Сад «Эльдорадо» просуществовал всего несколько сезонов.
Сад Брауна начал было конкурировать с «Эрмитажем» благодаря хорошему месту, где он находился, и своему убранству — Браун был декоратором императорских театров, а главным образом благодаря участию Ореста Федоровича Горбунова, брата известного Ивана Федоровича, тоже рассказчика народных сцен. Тогда это было интересной новинкой, и в саду Брауна бывала масса народа. Талантливый рассказчик так увлекал публику, что она лезла к нему на эстраду и тесным кольцом окружала его.

Ещё одна интересная карта,где сад Эрмитаж обозначен, как Екатерининский парк!




В 1848—1851 годах в саду работал ресторан «Яр».

В 1876—1892 годах арендатором сада был антрепренёр М. В. Лентовский. По воспоминаниям режиссёра С. А. Попова[1], постройки в саду делались по рисункам Д. Н. Чичагова, а садом, «с дорожками по склону гор, таинственными беседками, поэтическими скамейками на берегу пруда, лужайками и цветниками» занимался Ф. И. Демюр, главный садовник дворцовых садов Москвы и Нескучного сада.


Решив взять в аренду театр и сад «Эрмитаж», Лентовский осуществляет свой замысел 5 мая 1878. Театр (надпись над входом: «Сатира и мораль»)

"Чего только не было в этом саду! - вспоминал К. С. Станиславский. - Катанье на лодках по пруду и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк со сражениями броненосцев и потоплением их, хождением по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками; купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и в воде... Два театра - один огромный, на несколько тысяч человек, для оперетки, другой - на открытом воздухе для мелодрамы и феерий, называемый „Антей", устроенный в виде греческих развалин (проект архитектора Ф. О. Шехтеля - Авт.). В обоих театрах были великолепные по тому времени постановки, с нескольким оркестрами, балетом, хорами и прекрасными артистическими силами. А наряду с театрами - эстрада, громадный цирковой амфитеатр под открытым небом... Семейная публика, простой народ, аристократы, кокотки, кутящая молодежь, деловые люди - все по вечерам бежали в "Эрмитаж"... вся Москва и приезжавшие в нее иностранцы посещали знаменитый сад", - продолжал Станиславский.






В 1880 году к маю по проекту Чичагова был построен оперный театр в русском стиле, с электрическим освещением.
Здесь же для Лентовского Ф. О. Шехтелем было построено несколько театральных помещений, включая созданный в 1882 году Фантастический театр в виде причудливых средневековых развалин. Росписи для театра выполнил Н. П. Чехов. Здесь же размещался другой театр Лентовского, «Антей».

(В.А. Гиляровский, «Москва и москвичи»): «Когда-то там было разрушенное барское владение с вековым парком, огромным прудом и остатками дворца; потом француз Борель, ресторатор, устроил там гулянья с буфетом, эстрадой и небольшой цирковой ареной для гимнастов. Дело это не привилось и перебивалось «с хлеба на квас». Приехал как-то в этот сад Лентовский. Осмотрел. На другой день привез с собой архитектора, кажется Чичагова. И вырос «Эрмитаж» среди задворок убогих домишек, между Божедомским переулком и Самотекой, засверкал огнями электричества и ослепительных фейерверков, загремел оркестрами из знаменитых музыкантов!»




Практически полностью забытый театр "Антей" - детище знаменитого "мага и чародея" М. В. Лентовского - в увеселительном саду "Эрмитаж" на Божедомке (не путать с нынешним, в Каретном Ряду) в своё время побил сразу два театральных рекорда: в феерии «Путешествие на Луну» принимали участие 467 человек (кстати, стоимость постановки тоже поражала - 54 тыс. руб. За эти деньги можно было каменный двухэтажный домик в центре Москвы прикупить), а в спектакле К. А. Тарновского «Нена-Саиб» на сцене театра «Антей» появился корабль в натуральную величину, управляемый настоящими матросами.

Из сада поднимались воздушные шары с астронавтами. Осенью 1880 года здесь гастролировал знаменитый американский эквилибрист Блонден, тот самый, который в присутствии 24 тысяч зрителей перешел по канату над Ниагарским водопадом.

Петр Сытин: «ДЕЛЕГАТСКАЯ УЛИЦА»
Сад был превращен в живописный парк со всевозможными поэтическими уголками и таинственными беседками. Затем по проекту архитектора Д. Н. Чичагова был построен большой театр на 1 800 мест, а в 1882 г. во время Всероссийской художественно-промышленной выставки еще «воздушный» (зеленый) театр с ложами в виде руин средневекового замка по сторонам. «Эрмитаж» пленил всех москвичей, и они по вечерам переполняли его. Играли в саду лучшие артисты России и Европы.

Из книги "По землям московских сел и слобод" Романюк С.К.
Весной 1894 г. сад "Эрмитаж" был закрыт, огромный его участок владельцы решили разделить на множество мелких и отдать под застройку. На рубеже веков здесь, в четырех Самотечных переулках, выросли новые жилые кварталы, и ничто сейчас тут не напоминает о шумной славе московского "Эрмитажа".

*Ново-Екатерининский сквер ,это маленький кусочек, не застроенный домами, остался, как напоминание о месте ,где когда то располагался огромный увеселительный сад «Эрмитаж на Божедомке».А на месте театра «Антей» теперь находится школа №188 и здание Новослободской тяговой подстанции, метро, питающей с 1952 года проходящую неподалёку Кольцевую линию .






По словам Попова, «Своим „Эрмитажем“ Лентовский победил московскую публику: семейная публика, простой народ, аристократы, кокотки, кутящая молодежь и деловые люди — все это по вечерам прямо-таки бежало в „Эрмитаж“, особенно в жаркие летние дни». Однако, в финансовом отношении антреприза Лентовского была неуспешной. После разорения Лентовского в 1894 году сад пришёл в упадок и уже в 1890-х годах был застроен; пруды были засыпаны (уцелел лишь Селезнёвский).








Когда в 1890 году суд постановил за долги описать его имущество, возле “Эрмитажа”, где он жил в маленьком домике с матерью и сестрой, собралась толпа. Оказалось, что в квартире стоял старый стол, служивший обеденным и письменным одновременно, такие же старые кровати, несколько стульев и ветхий диван. Пришлось отменить торги.




Скоро он — весь в прошлом, его имя еще связано с «Эрмитажем», но сам «Эрмитаж» уже не тот: падение Лентовского — предвестник гибели популярнейшего недавно места увеселения «всей Москвы»....
Он вынужден отказаться от «Эрмитажа» и наблюдать, как сносятся его сооружения и территория перепланируется под участки для застройки.
«Истекшее лето подписало бесповоротно смертный приговор "Эрмитажу", — пишут в 1894 г. «Театральные известия» Амфитеатрова. — Владелица г-жа Ханыкова продала все строения на снос, разбила землю на участки и сдает их в аренду... На месте, четырнадцать лет служившем центром веселящейся Москвы и почвой для миллионных оборотов антрепризы, на месте, с которым связана лучшая эпоха созидательного таланта Лентовского и расцвет оперетки — нарождение лучших сил ее, — будут мелочные лавочки и кабаки. А его даровитый создатель, преследуемый неудачами, забыт той толпой, которая некогда ему восторженно рукоплескала. Гибель "Эрмитажа" — драматическая страница в истории московского театра...»

Петр Сытин: «ДЕЛЕГАТСКАЯ УЛИЦА»
Отрезок реки Неглинной за земляным валом в 1890-х гг. был заключен в подземную трубу, местность здесь была перепланирована, и на современную Делегатскую улицу стали выходить новообразованные 1-й, 2-й и 3-й Самотечные переулки, застроенные большей частью мелкими деревянными домиками. Земля бывшей духовной семинарии не вошла в новую планировку; на ней остался в восточной части Семинарский тупик, выходивший на Делегатскую улицу рядом с 1-м Самотечным переулком. Построены были новые деревянные дома и по самой улице. В 1914 г. на улице было по нечетной стороне 11 дворов, по четной — 16; из последних два — за Самотечной улицей. Четыре двора по улице принадлежали учреждениям, остальные — мелким купцам и чиновникам.



Театр в саду безуспешно попытался возродить летом 1903 года Е. Ф. Бауэр, открывший здесь «Новый Театр-буффо и сад Бауэра»



Тем не менее, идея "Эрмитажа" не умерла. Купец и антрепренер Яков Васильевич Щукин решил открыть новый увеселительный сад, но ближе к центру города, внутри Садового кольца. За большие деньги он на двенадцать лет арендовал в Каретном ряду пустырь, который долгое время фактически был городской свалкой. Щукину пришлось сильно залезть в долги. Рассказывают, что для печатания первой афиши он вынужден был заложить свое зимнее пальто. К тому же пришлось «откупить» у Лентовского и название.


В Каретном ряду на месте усадьбы купца В. И. Олонцова сад был построен после разорения последнего владельца сада на Божедомке М. В. Лентовского. Выбранный участок в то время принадлежал московскому купцу Я. В. Щукину, который 16 июля 1894 года начал работы по созданию здесь великолепного сада с цветниками, пестрыми деревьями и вечнозелеными кустарниками, реконструированным здание театра, который пытались здесь выстроить купец М. А. Липский и инженер-механик К. В. Мошнин. Торжественное открытие сада состоялось уже через год — 18 июня 1895 года «Эрмитаж».

Re: Увеселительный сад " Эрмитаж на Божедомке"

СообщениеДобавлено: 22 ноя 2012, 13:36
rybnik
Елена, огромное спасибо!
Откровенно говоря, для меня сад "Эрмитаж" всегда ассоциировался с Каретным рядом, а тут такая интересная история!

Re: Увеселительный сад "Эрмитаж на Божедомке"

СообщениеДобавлено: 23 ноя 2012, 11:12
mikhail
Получилась не просто история, а целое исследование! Вот так Эрмитаж на Божедомке - целая кладезь проектов и участников. Спасибо, прочитал с большим удовольствием вместе с детьми.