Две мелочи - во-первых, в подписи ко второму плану должно быть "Сретенский" а не "Симонов", во-вторых, церковь св. Софии на Пушечной ()http://www.panoramio.com/photo/26078266 к Сретенскому монастырю отношения никогда не имела.
Крайне сомнительно утверждение, будто
Сретенский монастырь относился к так называемой "северной оборонительной линии", позволяя контролировать дорогу на Ярославль
Сочинения про монастыри как "сторожи Москвы" - досужие домыслы.
Большинство монастырей обзавелись сколько-нибудь солидными стенами в ту пору, когда уже никакой оборонительной роли эти стены сыграть не могли.
Исключение составляют Симонов, Новоспасский и Новодевичий монастыри, - в эти монастыри в осадных росписях назначались воеводы, о прочих обителях упоминаний там нет.
Например, в 1633 году указано:
По монастырем для обереганья от Крымских людей быти:
в Новом девичье монастыре Семен Федоров сын Глебов, а с нимъ: 100 ч. стрелцов, да по росписи Семена Глебова монастырских служек 9 ч., крестьян 19 ч. с пищалми, 59 ч. сь рогатины. Всего всяких людей 128 ч. А по мере около монастыря 317 сажен с четью.
У Спаса на Новом монастыре Иван Баклановской, а с нимъ: стрелцов 100 ч., даточных людей митрополита Кругицкого 4 ч., монастырских служек 20 ч., даточных 20 ч., детенышей 10 ч., крестьян 30 ч., всего 184 ч. А по мере около монастыря 350 сажен; а людей на 2 сажени по человеку; а за тем останетца 16 сажен.
В Симонове монастыре воевода Баим Болтин, а с ним стрелцовь 200 ч., да по его отписке монастырских служек и даточных людей 60 ч., бобылей 40 ч., кожевные слободы 40 ч. с ружьем, 30 ч. без ружья. А по мере около монастыря ограды 304 сажени; а людей доведетца по человеку на сажень.
Великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всеа Русии у житниц, что под Новинским монастырем, Иван Юрьев сын Нелединской, а с ним Невелских адатчиков и салдатов, которые даны на поруку, 40 ч.
Новинский монастырь, как ясно из этого отрывка, не был укрепленным объектом, предмет заботы здесь - житницы.
Вообще сведений об истории Сретенского монастыря довольно мало, тем не менее можно достаточно уверенно утверждать, что монастырь был основан вовсе не на нынешнем своем месте, и вряд ли здесь
встречали русское войско, возвращавшееся после взятия Казани.
Вот что точно сказано в "Царственной книге":
Того же м?сяца пріиде государь къ царствующему своему граду Москв?, и стр?чаху государя множество народа. И толико множество народа,—и поля не вм?щаху ихъ: отъ р?ки отъ Яузы и до посаду и по самой градъ по об? страны пути бесчислено народа, старіи и уніи, веліими гласы вопіющи; ничто же ино слышати, токмо: «многа л?та царю благочестивому, поб?дителю варварьскому и избавителю христьяньскому!» И встр?тилъ царя благочестиваго у Пречистые у Стр?теніа митрополитъ со кресты и съ чюдотворными образы [паче же и съ самымъ Богоматере образомъ, иже прогна безбожнаго Темир Аксака при благочестивомъ великомъ княз? Василіи Димитріивич?] со архіепископы и епископы и со вс?мъ священническимъ чиномъ.
Довольно трудно вообразить, чтобы процессия шла от Яузы сначала к нынешнему месту монастыря, а потом в Кремль. По всей видимости, речь здесь идет о первоначальном местоположении монастыря - в конце нынешней Никольской улицы.
О месте основания Сретенского монастыря я опубликовал статью в "Московском журнале" в ноябре прошлого года (см.
http://retromap.ru/forum/viewtopic.php?f=52&t=3851).