Здесь Вы Можете познакомиться с новостями сайта

11-й вариант плана Герберштейна

Сообщение admin » 09 апр 2012, 15:12

На сайте размещен еще один, 11-й (!) вариант плана Москвы Герберштейна, опубликованный в книге "Civitatus Orbis Terrarum", изданной в 1575 году в Кельне. Авторы издания - Georg Braun & Franz Hogenberg. Отметим, что все 11 размещенных вариантов планов Герберштейна имеют вполне заметные отличия. План просканировал и представил для размещения на сайте mitriy. Спасибо! ---

Вот как выглядит еще один вариант плана Герберштейна:




Для любителей сравнивать планы представляю все 11 вариантов планов Герберштейна, представленных на сайте:

101575 1015751 1015752 1015753

1015754 1015755 1015756 1015757

1015758 1015759 10157510
Аватара пользователя
admin
Администратор
 
Сообщения: 2800
Зарегистрирован: 04 дек 2009, 18:27

Re: 11-й вариант плана Герберштейна

Сообщение Kolesov » 18 апр 2012, 11:16

Все карты из издания "Civitates orbis terrarum" можно посмотреть вот здесь. Вот небольшое описание этой книги:

Braun and Hogenberg
Civitates orbis terrarum

The first volume of the Civitates Orbis Terrarum was published in Cologne in 1572. The sixth and the final volume appeared in 1617.

This great city atlas, edited by Georg Braun and largely engraved by Franz Hogenberg, eventually contained 546 prospects, bird-eye views and map views of cities from all over the world. Braun (1541-1622), a cleric of Cologne, was the principal editor of the work, and was greatly assisted in his project by the close, and continued interest of Abraham Ortelius, whose Theatrum Orbis Terrarum of 1570 was, as a systematic and comprehensive collection of maps of uniform style, the first true atlas.

The Civitates, indeed, was intended as a companion for the Theatrum, as indicated by the similarity in the titles and by contemporary references regarding the complementary nature of two works. Nevertheless, the Civitates was designs to be more popular in approach, no doubt because the novelty of a collection of city plans and views represented a more hazardous commercial undertaking than a world atlas, for which there had been a number of successful precedents. Franz Hogenberg (1535-1590) was the son of a Munich engraves who settled in Malines. He engraved most of the plates for Ortelius's Theatrum and the majority of those in the Civitates, and may have been responsible for originating the project.

Over a hundred of different artists and cartographers, the most significant of whom was Antwerp artist Georg (Joris) Hoefnagel (1542-1600), engraved the cooper-plates of the Civitates from drawings. He not only contributed most of the original material for the Spanish and Italian towns but also reworked and modified those of other contributors. After Hoefnagel's death his son Jakob continued the work for the Civitates. A large number of Jacob van Deventer (1505-1575), also known as Jacob Roelofszof, unpublished works, plans of towns of the Netherlands were copied, as were Stumpf's woodcuts from the Schweizer Chronik of 1548, and Munster's German views from the 1550 and 1572 editions of his Cosmographia. Another important source for maps was the Danish cartographer Heinrich van Rantzau (1526-1599), beter known under his Latin name Rantzovius, who provided maps of Northern Europe, specially of Danish cities. The Civitates provided a uniquely comprehensive view of urban life at the turn of the sixteenth century. Other sources were the maps of Sebastian Munster from around 1550 and , and of.

Braun added to the maps figures in local dress. This feature was anticipated in Hans Lautensack's etched view of Nuremberg, 1552, those groups of citizens in the rural foreground add further authenticity to the highly accurate topographical details of what was effectively Germany's cultural capital at that time. Braun's motives for adding figures to the views, however, went further: as stated in his introduction to book 1, he believed, perhaps optimistically, that his plans would not in consequence be scrutinized for military secrets by the Turks, as their religion forbade them from looking on representations of the human form.

The plans, each accompanies by Braun's printed account of the town's history, situation and commerce, form an armchair traveler's compendium, which the scholar Robert Burton in The Anatomy of Melancholy of 1621 asserted would not only provide instructions but would uplift the spirit as well.
Аватара пользователя
Kolesov
 
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 17 июл 2010, 13:03

Re: 11-й вариант плана Герберштейна

Сообщение Kolesov » 18 апр 2012, 11:30

О самом Герберштейне неплохо написано вот здесь: viewtopic.php?f=9&t=13#p662

Вот как выгядит обложка атласа "Civitates Orbis Terrarum":


А вот что написано по поводу книги "Civitates Orbis Terrarum" на сайте Российской Национальной библиотеки:

«Атлас городов земного мира» («Civitates Orbis Terrarum») Хогенберга явился вторым по времени издания печатным атласом и первым атласом городов в истории мировой картографии. Создателями и авторами этого атласа являлись: теолог Георг Браун, гравер и издатель Франс Хогенберг, гравер Ван ден Новейл, художник и рисовальщик Георг Хуфнагель, топограф Якоб ван Девентер и др. Изданный за пределами Нидерландов, он, тем не менее, относится к антверпенской картографической школе, представителями которой были Ортелий, Меркатор, и ряд других географов. «Атлас городов» отражает стиль фламандской гравюры, в том виде, в каком она практиковалась в нидерландских атласах. Кроме того, в переписке Брауна, Хогенберга и Ортелия, имеются явные указания на то, что план создания атласа городов был сформулирован ими в Антверпене.

Свыше пятисот вошедших в атлас планов составили целую эпоху в истории картографирования городов. Шесть частей атласа были опубликованы между 1572 и 1617г. Для того чтобы получить оригиналы для своего труда Браун вел обширную переписку с торговцами карт и учеными из различных городов и стран. Наряду с этим производились и собственные изыскания. Однако это были не геодезические съемки, а подробные натурные зарисовки панорамных видов города с каких-либо высоких точек. Так, большинство подобных гравюр было выполнено по рисункам Георга Хуфнагеля, которые украшают «Атлас городов земного мира» с первого и до последнего тома. Ему принадлежат образцы многих городов Франции, Италии, Англии и Испании. Впоследствии он с сыном Якобом создал для «Атласа городов» изображения австрийских и венгерских городов. Кроме подобных планов-видов в атласе имеются и более точные планы, в основе которых лежат топографические съемки, в частности – съемки Якоба ван Девентера (15??-1575). Соответственно, на них отображена плановая структура застройки города с сохранением перспективного изображения кварталов и отдельных строений.

Как правило, город расположен на втором плане, а на первом в мельчайших подробностях воспроизведены окружающий пейзаж и изображения типичных представителей жителей данного города. Помимо функции дополнения содержания карт изображение людей имело и другое значение. Листы атласа городов Г.Брауна-Ф.Хогенберга были проиллюстрированы фигурами местных жителей с целью предотвращения возможности использования их турками в завоевательных войнах, так как ислам запрещает изображения человека.
Из общего количества городов лишь примерно два десятка расположены вне Европы: в Азии, Африке, Южной Америке. Это свидетельствует о крайне неравномерной картографической изученности мира, объяснимой недостаточно высоким уровнем развития науки и картографической практики во второй половине XVI в. В тоже время нельзя не поражаться огромному по тому времени объему материалов, включенных в атлас.

Атлас городов Брауна и Хогенберга имел огромный успех, это произведение много раз переиздавалось и дополнялось новыми частями. Включенные в него планы стали образцовыми и часто в уменьшенном виде воспроизводились другими издателями в качестве иллюстраций книг и карт.

После смерти Франса Хогенберга типографские клише атласа остались в Кёльне, во владении Абрахама Хогенберга. После того, как он умер в 1653 г., его наследники, видимо, продали их деятельному и умелому издателю книг и атласов Яну Янсзоону в Амстердаме. В 1657 г., Янсзоон выпустил атлас в восьми частях, в совершенно новой обработке. В ней иллюстрации упорядочены по странам, устаревшие исключены и добавлено большое количество совершенно новых гравюр. После смерти Янсзоона в 1664 году гравюры стали собственностью его зятя Йоаннеса Янсзоона ван Васберге, который использовал часть из них для составления своего атласа, появившегося в 1682 г. В 1694 г. медные клише и инвентарь Ван Вансберге приобретены на аукционе энергичным издателем Федериком де Витом из Амстердама, известного своими многочисленными картами и атласами. Он организовал новое издание, которое было, в свою очередь, пополнено новыми гравюрами.

После Де Вита, в самом начале XVIII столетия, медные доски атласа перешли в собственность издателя Питера ван дер Аа (1659 - 1733). Он приобрел их в Лейдене и использовал для атласа, который увидел свет в 1729 г. В этом издании были представлены гравюры в пестрой смеси с XVI по XVIII вв.

После Ван дер Аа планы городов с выходными сведениями Де Вита становятся собственностью издательского дома Ковенса и Мортье. Столь многократное воспроизведение различными издателями перспективных видов и планов XVI в. в течение двух веков объясняется их богатым историко-географическим содержанием. При этом необходимо добавить, что, с поправкой на время, атласа городов мира, по своей полноте и объему подобного «Городам земного мира», в истории мировой картографии никогда более создано не было.
Помимо исторического, географического и картографического значения этот атлас имеет и огромную художественную ценность. Именно поэтому до сих пор планы городов, включенные в атлас, украшают самые изысканные интерьеры и привлекают внимание не только специалистов, но и всех поклонников изобразительного искусства.
Аватара пользователя
Kolesov
 
Сообщения: 331
Зарегистрирован: 17 июл 2010, 13:03